Жизнь военного связана с частыми переездами. Не успеешь как следует обжиться на одном месте службы, как Родина зовёт на другое. Вместе с военнослужащим «мотается по гарнизонам» и его семья – жена и дети. А с чего, как известно, начинается жизнь ребенка в обществе? – с детского сада.
Я приехала в гарнизонный детский сад посёлка Луостари-1, чтобы посмотреть, как организован досуг ребенка, пока родители на службе. Даже не зная местности, мимо двухэтажного здания с ярко-красной крышей и сказочно расписанных стен пройти невозможно.
В этот храм детства ведут четыре одинаковых входа, как потом оказалось, каждый из них — в «свою» группу. Я вошла в ближайший и сразу попала в сказку (кстати, детский сад так и называется «СКАЗКА»). На стенах висят большие аппликации, на каждой — фрагмент из известных русских сказок. А в каждом уголочке и мало-мальски свободном пространстве расположились знакомые всем персонажи, занятые своей, сказочной жизнью, и кажется, что они вот-вот оживут. И это только лестница! Уже хочется стать ребёнком и хоть на день попасть сюда, но чтоб по полной программе: и чтоб каша манная была, и масло кусочками, и послеобеденный сон, и чтоб мама забрала домой раньше, чем сестру Ленку!
В фойе меня встретила заведующая этим детским раем Диана Кузьминична Кутина.
-Пойдемте, я вас проведу по нашему детскому саду, деток наших посмотрите, мы как раз накрываем столы к обеду. – Не давая мне опомниться, Диана Кузьминична повела меня куда-то влево и наверх. – Как вы уже успели заметить, наш сад расположен в жилом доме постройки 1964 г. В 1986 году его перепланировали под детский. Получилось очень удобно, в каждую группу у нас отдельный вход, оформленный в определённом стиле. Лестница, ведущая в самую маленькую группу, посвящена сказке, с которой мы начинаем знакомить наших малышей. А вот на этой лестнице – фрагменты севера, так как дети тут постарше, мы знакомим их с историей нашего края. Так, по мере взросления детей, серьезней становится и окружающая их обстановка.
Мы зашли в группу, в которой два маленьких очаровательных дежурных в белоснежных костюмах поварят помогали взрослым накрывать на стол.
-Да, у нас всё по-честному, — объясняет заведующая. – В старших группах каждый день назначаются дежурные, призванные помогать воспитателям по мере своих возможностей. А благодаря такой дополнительной форме одежды, они, как бы играючи, привыкают к порядку и организованности. Ведь целью любого детского сада является воспитание ребёнка в таком ранимом возрасте, когда идёт основная закладка ценностей. Наша задача состоит в том, чтобы ребёнок, выпускаясь из детсада в более взрослую жизнь, ушёл от нас максимально подготовленным к школе.
Но самое главное, чему учит детский сад, — умению жить и общаться в коллективе. А, так как наш садик является гарнизонным, задачи воспитателей и всего педагогического коллектива усложняются. Ведь к нам идут дети разных возрастов. Не всегда бывает так, что двух-трёхлетний малыш, которого нам привели, вплоть до школы будет ходить исключительно в наш детский сад.
Часто, приехав в гарнизон служить по распределению или по контракту, родители приводят к нам ребёнка в среднюю или даже в старшую группу. Безусловно, это стресс для маленького человечка. Ведь раньше он ходил в другой садик, привык к детям и воспитателям, а здесь уже сложившаяся группа, не ясельная, в которой все детки в равных условиях. Или же малыш до этого вообще не ходил в сад, и, не зная, как себя вести в новом месте, может замкнуться в себе и тяжело привыкать к таким переменам. В каждом из таких случаев работа наших педагогов заключается в том, чтобы процесс адаптации ребёнка прошел как можно безболезненней. Мы рады каждому нашему «новичку», каждого встречаем с распростертыми объятиями и к каждому детсадовцу у нас свой индивидуальный подход. Мы все здесь – одна большая семья, которая постоянно растёт, меняется, но оттого не становится менее крепкой.
-Каким должен быть человек, чтоб ему доверили такую сложную и ответственную миссию.
-Во-первых, хочется, конечно, чтоб это был дипломированный специалист, разбирающийся в тонкостях детской психологии. Во-вторых, большую роль играет опыт. Пройти теоретический курс – это только полдела. Зачастую именно практика показывает, годится такой специалист в воспитатели или нет. Но главное, это конечно, любовь к детям, умение чувствовать и находить подход к каждому ребёнку.
Когда педагог открыт и искренен, терпелив и в то же время настойчив, когда каждый день он, общаясь с ребятами, дарит им частичку своей души, полностью растворяясь в любимом деле, дети чувствуют это и отвечают взаимностью. Когда между детьми и их воспитателями царит мир и взаимопонимание – это ли не есть настоящее чудо? Воспитатель – это не профессия, это призвание!
Хочу еще отметить такой момент, как отношения внутри педагогического коллектива, который, в подавляющем большинстве, — исключительно женский. Женщины, как известно, более темпераментны, чем мужчины. И моя задача, как заведующей, — подобрать пары воспитателей и нянечек так, чтобы они максимально подходили друг к другу и дополняли одна другую, чтобы между ними был лад, и никакие межличностные проблемы не отвлекали от детей и уж тем более не сказывались на них.
У нас очень хороший дружный коллектив, творческий, работоспособный. Я всегда стараюсь пробудить творческий интерес к работе. Так, чтоб наши воспитатели не просто отработали день, а и придя домой, думали: «А что бы такого интересного можно еще сделать для наших деток?».
Посмотрите вокруг: все рисунки, аппликации, подделки – всё это выполнено нашими мастерицами. И рисунки на фасаде нашего здания, и детская площадка – все они делали. Ну, столько фантазии, столько идей, казалось бы все их воплотили, а они возьмут и ещё что-нибудь придумают! Я очень благодарна всем нашим девочкам за отзывчивость и самоотдачу!
Мне очень хочется, чтоб наш детский сад шагал в ногу со временем. Поэтому мы всем нашим коллективом постоянно и с большим удовольствием посещаем другие детские сады, семинары, открытые занятия, обмениваемся опытом, общаемся с другими педагогами. Так же мы сотрудничаем со школой посёлка Корзуново, приглашаем преподавателей на открытые занятия, чтобы учителя посмотрели будущих «первоклашек», оценили их знания и готовность к учёбе, а также подсказали, если деток надо подтянуть по каким-то предметам. А потом мы интересуемся тем, как наши выпускники учатся в школе, как они втянулись в процесс…
Так, беседуя, мы переходили от одной группы к другой. От взрослых дошкольников к самым маленьким, которые уже отобедали и собирались немного вздремнуть. Перед тем, как отправиться восвояси, я ещё раз заглянула в кабинет Дианы Кузьминичны и задала, пожалуй, самый актуальный вопрос:
-Что нужно для того, чтоб попасть в вашу «Сказку»? И долго ли придётся ждать? Я слышала, что пока дойдёт очередь отдавать ребёнка в ясли, придёт пора уже в школу идти.
(Прежде чем ответить, Диана Кузьминична достает две папки внушительных размеров с заявлениями родителей, глядя на которые я понимаю, что в очередь мне надо было становиться ещё лет 5 назад… Но ведь тогда я даже и не догадывалась о том, что скоро моему ребёнку понадобиться идти в детский сад; более того, я и о ребёнке-то не подозревала.)
-Вот смотрите, сразу после того, как вы заполнили заявление, мы принимаем его к рассмотрению. Конечно, чем раньше это сделаете, тем больше шансов попасть именно в ту группу, на которую рассчитывали. Но, опять же, всё строго индивидуально. Часто бывает так, что набор в группы закончен, но в течение года некоторые военнослужащие переезжают, и место освобождается. Тогда мы смотрим, кто ближайший из подходящей возрастной категории стоит в нашем списке. Сейчас вот, в связи с реформой армии и массовыми сокращениями военнослужащих, многие уедут, освободятся места.
Вы знаете, а ведь ещё в 1996 году у нас было всего 3 группы, мы вынуждены были ходить по домам и уговаривать родителей вести детей в сад, объясняя им необходимость развития ребят и их подготовки к школе. Я своим воспитателям говорила: «Девочки, посмотрите, придёт время, и в наш детский сад будут в очередь становиться», но никто не верил, настолько безрадостной была картина. Теперь же, детей к нам возят и из Печенги, и с 19 км, и даже из Заполярного. А командование 200-ой ОМСБр в лице нового командира бригады В.Л. Разгонова обещает нашей «Сказке» оказывать посильную помощь и всячески способствовать дальнейшей работе нашего детского сада.
Прощаясь с энергичной заведующей, я думала, что если б в каждом детском саду было хотя бы по одной такой Диане Кузьминичне, детство каждого ребёнка превратилось бы в Сказку — уж кто-кто, а она бы придумала, как всё это устроить!
М. Хмельницкая
Фото автора