Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Профессиональное образование: проблемы и решения

Нарастающий кадровый голод российских предприятий и кризис профессионального образования стали общепризнанной актуальной проблемой. Система начального и среднего профессионального образования должна обеспечивать кадрами младшие ступени производства в промышленности, а кадрами рабочих — все отрасли экономики. Это значит, что от качества их подготовки зависят абсолютно все будущие успехи или поражения.

О дефиците кадров говорится на всех уровнях власти и бизнеса едва ли не с середины 1990-х годов. Словесные баталии, как правило, сводятся к взаимным претензиям бизнесменов и «педагогов». Чиновники от образования и представители бизнеса до сих пор каждый по-своему видят пути решения проблемы подготовки квалифицированных кадров, и прийти к взаимопониманию им пока не удаётся. Недовольство бизнес-сообщества вызвано тем, что качество образования и структура выпуска квалифицированных рабочих и специалистов не соответствуют запросам экономики — текущим и прогнозируемым. Дефицит квалифицированных кадров стал реальностью. Представители сферы профессионального образования обвиняют бизнесменов в потребительском отношении к вопросам подготовки молодых специалистов, в недостаточном внимании к потребностям образования, в отсутствии благоприятных условий для профессиональной и социальной адаптации новичков.

Истоки проблемы — практически полное уничтожение механизмов государственного регулирования в вопросах взаимодействия на рынке труда. За годы реформ серьёзно ослабли связи между учреждениями профессионального образования и реальным сектором экономики. В трудный период становления рыночных отношений и предприятия, и учебные заведения выживали как умели, а когда «дым рассеялся», оказалось, что пути образования и бизнеса кардинально разошлись. Рынок труда и рынок образования действуют отдельно друг от друга, единой системы нет, а есть только отдельные её элементы. Если высшие учебные заведения кое-как смогли справиться с проблемой, хотя не всё гладко и в этой сфере, то учреждениям начального и среднего профессионального образования пришлось совсем туго. Объективно говоря, на данный момент у многих современных «колледжей» не хватает грамотных преподавателей, недостаточно развита материально-техническая база, – отсюда и проблемы при подготовке хороших специалистов.

Между тем, отрицательную роль играет и общественная установка: молодёжь не хочет получать начальное и среднее профобразование. Любого среднестатистического школьника учителя или родители хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика хорошо учиться в школе и поступать в вуз. В результате рынок труда перенасыщен «дутыми» специалистами, получившими дипломы, к примеру, менеджеров, но зачастую не компетентными в собственной отрасли.

Есть мнение, что «поломавшиеся» социальные и экономические механизмы частично восстановит и оздоровит, как это ни парадоксально звучит, мировой финансовый кризис. Уже более полугода наблюдается отток населения из российских мегаполисов: уезжают в родные маленькие города те самые «дутые менеджеры», так называемый офисный планктон, не нашедший себе применения в новой сложной экономической ситуации. Уезжают и гастарбайтеры из сопредельных республик, а это значит, что дешёвой рабочей силы становится меньше, освобождаются места для квалифицированных рабочих, которым работодателю придётся платить больше, чем гастарбайтерам. Отсюда — повышение интереса населения к рабочим специальностям как к возможности обеспечить себя стабильным заработком.

Нужно понимать, что разрешить противоречия в профобразовании только силами государства невозможно. Устранить кадровый голод и организовать подготовку необходимых специалистов можно лишь совместными усилиями предпринимателей, чиновников и работников сферы образования.

Вместе с тем положительные сдвиги в решении проблемы всё же есть. С 2007 года национальный проект «Образование» пополнился новым направлением, касающимся господдержки учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы. В соответствии с проектом был разработан ряд мер по модернизации существующей сети образовательных учреждений НПО и СПО.

Печенгского района эти нововведения коснулись уже в августе 2008 года, когда началась реорганизация никельского ПУ № 15 — на его базе был создан Политехнический техникум.

На данный момент государственное областное учреждение среднего профессионального образования «Печенгский политехнический техникум» является единственным в районе образовательным учреждением, где очное обучение можно получить как на базе 11 классов, так и «девятилетки». Ещё одна особенность техникума — двухгодичное обучение на базе коррекционных классов. Есть и заочное отделение, и общежитие, и организация практики — полноценные условия для овладения профессией.

Выпускники техникума выходят из его стен, имея «в кармане» профессию сварщика, автомеханика, электромонтёра, повара. Есть отделение подготовки профессиональных продавцов. Список специальностей, которые можно получить за 1-3 года (в зависимости от уровня образования абитуриента), постоянно расширяется.

По словам Сергея Веселова, заместителя директора Печенгского политехнического техникума, год, прошедший с момента реорганизации образовательного учреждения, особых трудностей не принёс: напротив, шестеро учащихся при выпуске получили дипломы с отличием, 28 — повышенные разряды. Всего в 2009 году техникум выпустил 101 обучающегося, – по сравнению с общероссийскими статистическими показателями это немало.

Ещё техникум проводит курсовую подготовку — на курсах можно получить техническую специальность или профессию повара, или даже «водительские права». Ведётся активное сотрудничество с центром занятости населения: тех, кто не смог найти применение своим талантам, отправляют переучиваться на какую-нибудь востребованную специальность.

Одна из таких востребованных профессий — автомеханик, а также «ремонтные» специализации, связанные с автотранспортом и электрооборудованием. А вот те абитуриенты, кто собирается трудиться на ГМК, могут выбрать «подземную разработку месторождений полезных ископаемых».

Как уже говорилось выше, один из важнейших элементов в механизме «вытягивания» профессионального образования на должный уровень — кадровая заинтересованность среднего и крупного бизнеса. И в этом плане Печенгскому техникуму повезло: ОАО «Кольская ГМК» принимало активное участие в реорганизации учебного заведения, и в январе 2009 года с Кольской компанией был заключён договор о сотрудничестве. Согласно договору ГМК проводит отбор студентов для прохождения практики в подразделениях комбината. А дополнительное соглашение предусматривает целевую контрактную подготовку специалистов для компании.

Разумеется, ни квот на рабочие места, ни абсолютных гарантий получения должности на комбинате для выпускников техникума нет. Но нет и ничего невозможного: человек, который ХОЧЕТ работать и зарабатывать, всегда найдет себе применение. Главное — быть хорошим специалистом, настоящим профессионалом. Другое дело, что для большинства выпускников трудовой стаж начнётся только через два года после окончания техникума: сразу после получения диплома они не смогут работать на комбинате, так как ещё не достигли 18 лет. А после совершеннолетия молодые люди чаще всего уходят на срочную службу в армию. На работу по специальности устраиваются уже вернувшись к гражданской жизни, но зачастую остаются на контрактной службе, найдя себе применение в рядах вооружённых сил.

По мнению Сергея Веселова, у Политехнического техникума есть будущее. «Пока будет существовать ГМК, – утверждает он, – будем существовать и мы. Кроме того, очень важно, что мы смогли сохранить и начальное, и среднее профессиональное образование, и коррекционные классы».
Дефицита абитуриентов не ожидается: совсем недавно три школы в районе стали «девятилетками», программы вступительных испытаний в техникуме адаптированы к ЕГЭ. Учитывая, что с этого года единый экзамен перестал быть экспериментом, и правило «плюс один балл» отменено, прогнозируется значительное увеличение потока желающих обучаться в техникуме.

Уже сегодня число поданных заявлений превышает количество учебных мест — «конкурс» в техникум сравним с аналогичными показателями в вузах. Нагрузка у техникума значительно возрастёт: альтернатив у абитуриентов практически нет. Но руководство учебного заведения и педагоги к этому готовы, и сентябрь встретят во всеоружии. Так что кадровый голод, судя по всему, печенгским предприятиям не грозит.


Е. Жигалова


КОММЕНТАРИИ (1)
27.02.2010 23:30 Светлана Заозерск
Прочитав вашу статью о Печенгском политехническом техникуме, у меня возник ряд вопросов:где получить информацию о поступлении в данный техникум, какие вступительные испытания ожидают поступающих, общежитие? Если вы обладаете данной информацией, то буду благодарна за ваш ответ. Спасибо.
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru