В России общее число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает полутора миллионов, около 600 тысяч из них — дети-инвалиды. Лишь незначительная часть этих ребят (около 5%) содержится в интернатных учреждениях, подавляющее же большинство воспитывается в семьях. Число которых, как показывает практика последних лет, лишь увеличивается.
Тем острее сегодня встаёт вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи таким семьям, чтобы стало возможно достижение гармоничной жизни с нестандартным ребёнком, максимальное развитие его потенциальных возможностей и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество.
Наша школа №2 является общеобразовательной, на сегодняшний день в ней обучается 251 ребёнок, из которых порядка 30 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают коррекционные классы.
Из всех существующих моделей сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ, мы, исходя из потребностей и контингента обучающихся, выбрали форму работы в виде клуба для детей и взрослых. И надо сказать, что необходимость в этом назрела давно, так как возникает очень много проблем в вопросах воспитания, развития и обучения такого рода детей. Мы приглашаем родителей в клуб «Лучики надежды», где в тёплой домашней атмосфере они рассказывают о своих проблемах, делятся радостями, заодно получая информацию от специалистов. Не случайно девиз клуба звучит так: «Идти вперёд и не сдаваться».
Для эффективного решения поставленной задачи работа в клубе ведётся по нескольким направлениям: коррекционно-консультативное (основанном, кстати, на восьмилетнем опыте работы ПМПК на базе школы). Оно включает в себя беседы с родителями по вопросам воспитания и обучения детей; исследования детско-родительских отношений (тестирование); коррекцию неправильных методов воспитания (опросник «Анализ семейного воспитания детей с ОВЗ»). Следующее направление — лекционно-просветительское, включающее в себя проведение в рамках клуба семинаров для родителей, причём тему для обсуждения они выбирают сами, родительские гостиные.
Как было отмечено выше, в клубе родители могут получить помощь специалистов. Вот только некоторые из тем, которые специалисты рассматривают совместно с родителями: «Адаптация детей с ОВЗ к условиям образовательного учреждения», «Помощь родителям в преодолении школьных трудностей», «Развитие речи у детей младшего школьного возраста» и т. д. Надо сказать, консультирование по различным вопросам в клубе является одной из наиболее востребованных форм работы с семьёй. Дело в том, что в идеале оптимальной формой взаимодействия между родителями и детьми могли бы стать занятия в форме тренингов. Однако, как показала небольшая практика нашей работы, использование тренинговых форм являются затруднительным из-за дефицита времени у родителей и низкого уровня их психолого-педагогической культуры.
С. Хадунькина, педагог-психолог МОУ СОШ № 2