Доберётся ли до Печенгского района цивилизованная торговля?
15 марта всё прогрессивное человечество, как сказали бы раньше, отметило Всемирный день потребителя. Статью, посвящённую этому событию, вы могли прочесть в нашей газете несколько ранее. Но поскольку тема торговли, затронутая в материале, интересна многим, мы решили её продолжить и поговорить на этот раз о другом.
Жители Печенгского района, которые регулярно бывают за его пределами, в том же Мурманске, хорошо знают, насколько преобразилась в больших городах торговля. Если раньше упор делался на количество магазинов, которые открывались в любом свободном подвале, то сегодня -- на качество обслуживания покупателей. А здесь совсем другой подход. Уже стали привычным явлением супер- и мега-маркеты, в которых можно провести хоть целый день. От больших стараются не отставать и маленькие магазинчики -- сейчас в мегаполисах человек уже вряд ли пойдёт туда, где отсутствует принцип самообслуживания.
Увы, в Печенгском районе взору предстаёт пока совсем иная картина. Такое впечатление, что у нас с приснопамятных времён ничего не изменилось. Оставшееся, казалось бы, навсегда в прошлом хамство продавщиц за прилавком опять вернулось, причём вместе с их полной нерасторопностью. Если раньше ассортимент продуктов был довольно пёстрым, то сейчас складывается впечатление, что все предприниматели отовариваются на одной продуктовой базе — ассортимент везде примерно один и тот же и особым разнообразием не блещет.
Не изменился и сам принцип торговли. За всё постперестроечное время в районе открылся лишь один (!) продуктовый магазин самообслуживания -- в Заполярном. Самих же продовольственных точек по-прежнему пруд пруди. Последнее, может быть, и неплохо, учитывая разную толщину кошельков граждан и проблему занятости населения, но порой заходишь в какой-нибудь продуктовый подвал и думаешь: и это XXI век? И непонятно, то ли это рассвет капитализма, то ли закат коммунизма…
Да ладно бы дело касалось одних продовольственных товаров -- это ещё полбеды. Но за много лет, прошедших после краха СССР, в районе с 40-тысячным населением по-прежнему негде элементарно купить недорогую и качественную одежду, обувь. Вернее, и одежда, и обувь-то, конечно, есть, но вот ассортимент и качество их оставляют желать лучшего. Более того, в связи с ужесточением пропускного режима и мерами по наведению порядка на рынках ситуация уже ухудшилась. К нам перестали ездить наши братья-славяне из соседних Белоруссии и Украины, которые хоть как-то помогали утолять вещевой «голод» жителей района.
Кстати, раз уж заговорили о рынке, нельзя не сказать несколько слов и о никельском продовольственном чуде природы. Вот уж поистине заповедный уголок, где парадоксы российской жизни проявляются во всей красе! Чтобы цены на рынке были вровень, а зачастую и выше магазинных… Это уж что-то из Салтыкова-Щедрина, господа и товарищи!
Так будет ли ситуация с торговлей в районе меняться к лучшему? И почему так медленно доходит до нас цивилизация? С этими вопросами мы направились в отдел развития малого и среднего бизнеса администрации района, где уж наверняка должны знать ответ.
И. о. начальника отдела Татьяна Комарова сразу расставила точки на «i». По её словам, главная причина происходящего — в инертности мышления местных предпринимателей и в их нацеленности на сиюминутную прибыль. И с этим трудно не согласиться.
-Ведь ни для кого не секрет, что большинство предпринимателей пришли в торговлю из других областей, не имея торгового образования, – говорит Татьяна Александровна. – И сломать у них стереотипы очень трудно. Наш отдел старается сегодня помогать им хотя бы информационно, собирая вместе и проводя какие-то семинары, но даже это даётся с трудом. Не так давно мы в ПУ-15 проводили «круглый стол», посвящённый подготовке кадров для предприятий торговли и общественного питания. Проблема, надо сказать, острейшая! Надеялись, что придёт много народу, но вышло не так. Спрашивается, почему? Ведь старые кадры уходят, а молодёжь в большинстве своём опыта не имеет.
Но я не теряю надежды, что предприниматели станут прислушиваться к нашим рекомендациям и будут активнее участвовать в мероприятиях, которые организовывает наш отдел. В скором будущем мы собираемся провести семинары по ценообразованию, кредитованию, трудовому законодательству, организовать профессиональные конкурсы мастерства на выявление лучшего работника общепита, парикмахерских услуг…
Из дальнейшего разговора с Татьяной Александровной выяснилось, что сегодня количество рычагов воздействия на коммерсантов у властей поубавилось. Например, сейчас не нужно, как прежде, брать патент на ведение торговли в районе. Но осталось так и непонятным, почему нельзя если не повлиять на торговый люд, то хотя бы призвать его к порядку. А то — вот ведь парадокс! — такое впечатление, что некоторым предпринимателям совершенно наплевать на своё детище.
Так, в один известный никельский магазин страшно зайти, потому что первая дверь держится на честном слове, а вторая настолько облезла, что кажется за нею не продмаг, а прибежище бомжей. В другом в «предбаннике» нет света, поэтому существует вероятность невзначай сломать себе что-нибудь. А если учесть, что под ногами ещё и хлюпает… В ещё одном магазине хозяина так и подмывает спросить: уважаемый, ты сам-то в эту дверь как входишь? Уж на что автор статьи вроде не страдает полнотой, но и то приходится втискиваться боком.
Позиция коммерсантов понятна. Деньги капают? Капают. Зачем тогда что-то менять? Но ведь здесь как раз и должны сказать своё веское слово всякие там проверяющие и контролирующие органы. Увы, но пока они откровенно мало проявляют усердия в деле объяснения отдельным предпринимателям простых вещей. Ну, например, как театр начинается с вешалки, так магазин начинается с входной двери.
Хотя, как удалось выяснить, проверки с участием милиции, органов санитарно- эпидемиологической службы, представителей администрации проводятся регулярно. Почему же тогда в районе продолжают существовать магазины, которые хочется обходить стороной? Нет ответа на этот вопрос.
Вот и приходится констатировать, что цивилизованная торговля до Печенгского района пока так и не добралась. И доберётся ли — неизвестно. Хотелось бы надеяться, что это случится не через пятьдесят лет, а значительно раньше.
А. Истомин
Конечно, такая стратегия сложнее для выполнения, требует большей квалификации у чиновников и не все от них зависит. Скажем гарантии незакрытия или неусыхания поселка Никель, хех.. Потом, к пришельцам относятся неприветливо, отдавая предпочтение местным предпринимателям. Интересно было бы по-журналистски спросить почему. Хотя, мое личное подозрение - здесь скорее не журналист, а разговор с психологом нужен для многих. Мягкая кушетка и зеленые стены.
И не стоит, имхо, надеяться на то, что закручивание гаек приведет к каким бы то ни было существенным результатам и улучшениям в сфере торговли.