Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Хаски и "Арктик Баренц Рейс"

6 апреля в Киркенесе стартовала международная гонка на собачьих упряжках «Арктик Баренц рейс». Далее её маршрут пролегал по российской территории. И, надо сказать, случилось это впервые за всю историю мировых собачьих гонок.

-Я принимал участие в пяти самых больших по протяжённости мировых гонках на собачьих упряжках, — говорит Кетил Рейтан из Норвегии, один из идейных вдохновителей гонки, — и однажды подумал, а почему бы не организовать самую длинную гонку, которая пройдёт по территории нескольких стран. Так родилась идея «Арктик Баренц рейс», охватывающей четыре государства. И мы очень надеемся, что эта гонка даст дальнейший толчок для развития ездовых видов спорта, в том числе и в России.

Нынешняя «Арктик Баренц рейс» является пробной: она предваряет намеченную на 2010 год уникальную и самую большую по протяжённости — порядка 3000 км — гонку на собачьих упряжках, которая пройдёт по территории четырёх стран (России, Норвегии, Финляндии и Швеции) и в которой примут участие двадцать спортсменов из этих стран. В этом же году стартовало шесть упряжек, но ими управляли лучшие из лучших, неоднократные участники и победители всех известнейших в мире гонок на собачьих упряжках — ежегодной и самой престижной аляскинской гонки Iditarod, гонок Klondike, Knik, «Надежда», «Амундсен рейс».

Первый этап гонки прошёл от Киркенеса до Вагатема и составил по протяжённости 110 км. Планировалось, что далее гонка проследует через Раякоски, но… после пересечения норвежско-российской границы участникам «рейса» пришлось на автомобилях отправиться в Приречный. К великому сожалению, сорвался и намеченный приезд в Никель: увы, российская бюрократическая машина оказалась сильнее желания каюров порадовать никельскую ребятню.

Поэтому именно из Приречного после небольшого отдыха участников и группы сопровождения был дан старт второму этапу: Приречный — о. Партизанский (протяжённостью 67 км). Упряжкам предстояло пройти по трассе сквозь лесные массивы, дважды пересечь автомобильные дороги и через Верхнетуломское водохранилище прибыть на остров Партизанский. И надо сказать, справились участники с этим заданием блестяще: самый лучший результат составил 3 часа 36 минут.

-Трасса просто фантастическая, — говорит Тайсто Торнеус из Швеции, автор этого результата, — отлично промаркирована, к тому же места, через которые она проходит, по-своему уникальны и очень красивы. Так что эта трасса вполне может соперничать с трассами других известных гонок. Я очень хочу принять участие в «Арктик Баренц рейс» в следующем году.

Именно на Партизанском нам и выпала уникальная возможность несколько часов провести с участниками гонки и узнать некоторые секреты их мастерства.

Основа всех основ здесь собаки — сибирские хаски. Считается, что эти животные впервые появились у чукчей. Было время, когда этому полукочевому племени нужно было расширить охотничьи территории, а для этого требовалась собака, способная передвигаться на большие расстояния и перевозить груз. Чукотская ездовая собака является предком современного сибирского хаски. На Аляске чукотские собаки получили наибольшее распространение в начале XX века. Хаски полюбились жителям Аляски за свои рабочие качества, к тому же, начиная с 1909 года, в последующие десять лет они выиграли все призовые места во всех гонках штата.

Главные качества этих собак — уравновешенный характер, скорость, выносливость, постоянная способность к работе и умение приспосабливаться к жизни с человеком. А вот небесная голубизна глаз — примета уже не совсем обязательная: надежда вывести более сильных и выносливых собак привела к тому, что у многих особей глаза совсем обычные, карие. А в данной гонке принял участие совсем уж необычный пёс — с разноцветными глазами.

Тренировать щенков к бегу в упряжке начинают с шестимесячного возраста. Оптимальный возраст для участия непосредственно в гонках — 1,5-2 года. Но многое зависит и от самой собаки. Известны примеры, когда наиболее умные ходили в упряжках в весьма «почтенном» возрасте — 10-14 лет.

Минимальное количество собак в упряжке — 8 особей, максимальное — 16. Однако, по уверению каюров, больше — не всегда качественней. Запрягают хаски парами, но где-то в середине упряжки, чуть ближе к нартам, одна из собак бежит в одиночку — этим достигается наилучшая «поворачиваемость» самой повозки с каюром. Нарты, как правило, делаются на заказ и особых претензий к ним не имеется, главное, чтобы были полозья, тормоз и якоря-кошки — сильные хаски, да ещё и в количестве нескольких штук буквально срывают незакреплённую повозку с места.

Однако управление упряжкой этим не заканчивается — природный ум и сметливость позволяют собакам понимать и безупречно выполнять массу команд: «вперёд», «стоп», «вправо», «влево» и другие. А выносливость позволяет не только пробегать до 200 км в день, но и при этом тащить сани с довольно солидным грузом — порядка 150 кг.

Кормят четвероногих гонщиков два раза в сутки и обязательно горячей пищей: мясным фаршем, размоченным сухим кормом, но и в течение дня собачки обязательно «кусочничают»: как нельзя лучше для этого подходят небольшие брикетики красной рыбы.

-Необходимо не только любить собак, — говорит российский каюр Николай Эттыне, — но и понимать язык собачьего тела, их повадки. Ведь на трассе важно вовремя увидеть, что с животным что-то случилось, изменилось его поведение, ведь собака может утомиться, поранить лапы. Да и сам спортсмен должен быть атлетом, стайером, не худшим, чем его собаки, готов к длительному испытанию не только физически, но и психологически. Лично я имел дело с собачьими упряжками с детства, сейчас приучаю к этому и своих детей.

Так уж получилось, что нам вместе со сторожем острова Сергеем Бородиным пришлось выступить в качестве хозяев и показать гостям местные достопримечательности. Так, например, вместе с каюрами мы посетили саамский сейд и партизанское захоронение, а также полюбовались красотами окружающей природы. Кстати, большинство из участников гонки впервые в России и, по их признанию, получили большое впечатление от русского Севера. Отведали гости и местное угощение — уху из сигов, приправленную водкой. Ну а нам удалось немного покататься по заснеженному льду водохранилища на собачьей упряжке.

К сожалению, вечером мы покинули гостеприимный остров. А каюров по прошествии ночи ждал очередной этап гонки — порядка 70 км до п. Верхнетуломский. Финиш «Арктик Баренц рейс» состоялся уже в Мурманске в субботу, 11 апреля.


О. Погорецкая,
Фото А. Обойщикова.


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru