Учитель. Наверняка у каждого в памяти сохраняется образ одного-единственного, кто в школьные годы в полной мере вместил в себя качества, издавна приписываемые народом человеку, сеющему разумное, доброе, вечное. Не ошибусь, если скажу, что Валентина Ивановна Ширикова по сей день для многих остается образцом душевности, неимоверной доброты и мудрости.
И ДОМ, И РАБОТА
45 лет отдано преподавательскому труду. За это время она выучила не одну сотню ребятишек. Скорее всего, есть среди ее учеников и те, кто занимает руководящие посты в городе и районе. Но она никогда ни к кому не обращается за помощью. До сих пор работает в школе № 19 в Заполярном. Каждый день ходит в школу, потому что без школы, по ее собственному признанию, просто обросла бы болячками и потеряла интерес к жизни. Для учителя, отдавшего не один десяток лет детям, школа становится всем – и местом общения, и домом родным.
ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ
Но так было не всегда. Вспоминая свои первые шаги на многотрудном учительском поприще, Валентина Ивановна с грустью вспоминает, что в то время жизнь буквально перевернулась с ног на голову.
-Негатива не исходило ни от детей, ни от коллег, - признается она, - но вот сама взрослая жизнь показалась черной.
Валя воспитывалась в семье, в которой дети – четыре брата и сестра – привыкли доверять маме. А та, в свою очередь, старалась уберечь своих любимых чад от преждевременных разочарований.
-Я по-прежнему чувствую себя ребенком, - говорит В.И. Ширикова, - внутри которого крепко сидит привитое мамой – «старшим перечить нельзя», «уважай окружающих» и пр.
Но, как неудивительно, перечили ей. Причем возражения исходили от учеников. В Вышинской школе, куда Валентина попала после училища и курсов, случился первый в ее жизни конфликт. Подводя в конце четверти итоги успеваемости по своему предмету, она позволила заметить одному из учеников, что у того в очередной раз выходит двойка. Борис Гурьев, так звали юного нахала, спокойно ответил: «У меня-то будет одна двойка, а у вас – несколько. Кому на педсовете попадет?».
Говоря современным языком – без комментариев. Но хотя душевное равновесие молодой учительницы было нарушено, желание продолжать заниматься любимым делом не пропало.
Валентина Ивановна родилась в Мордовии. Ее детство прошло в деревне Павловка Атюрьевского района. Хозяйственные заботы лежали на плечах мамы Домны Степановны. Отца дети практически не видели, тот сутками пропадал на работе. Служил Иван Гаврилович оперуполномоченным в милиции, уезжал на работу в райцентр, зачастую возвращался домой только спустя несколько суток. Естественно, и воспитывать детей приходилось маме.
Валино решение стать учителем начальных классов мама одобрила. По правде, поступки единственной дочери всегда находили отклик в материнской душе.
-Конечно, мама меня баловала, - осознает Валентина Ивановна. – Бывало, купит пряников, придет домой и при раздаче братьям достанется по одному, а мне – два!
Такая «несправедливость» ребят не обижала, даже в самые голодные послевоенные годы помнили о том, что они сильный пол, а значит, - выносливее и крепче.
ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ - К ЦЕЛИ
Первый раз Валя собралась подавать документы в педучилище после седьмого класса. Но не повезло: именно в тот год было принято решение принимать на отделение, готовившее учителей начальных классов, только с десятилетним образованием.
Ничего не оставалось, как продолжить обучение в школе. А после – снова помеха: вновь набор на желаемое отделение осуществлялся на базе семи классов, а с полновесным аттестатом зрелости можно было поступить только на дошкольное образование.
В результате Валентина отучилась на два года дольше, чем могло бы быть.
-Зато на двух последних курсах я прошла хорошую профессиональную подготовку, - рассказывает Ширикова. – Замещая часто болеющую учительницу начальных классов, наработала бесценное – практику.
Но поработать по специальности по окончании училища не удалось. В школах не хватало математиков. Ее, как отличницу, и еще несколько хорошо успевающих студентов направили на квалификационные курсы, а потом – в школу-десятилетку в рабочий поселок Выша, где совершенно незаметно пролетели первые шесть лет преподавания.
КЛАССНАЯ ВО ВСЕМ
В Заполярный Валентина приехала к мужу, работавшему после института на комбинате «Печенганикель», в 1968 году. Устроилась на работу в только что открывшуюся школу № 19. При этом была абсолютно уверена, что возьмут ее только по специальности. Но завуч, Галина Михайловна Семенова, увидев запись в трудовой книжке, тут же определила ей нагрузку в качестве учителя математики.
Трудилась В.И. Ширикова всегда честно и добросовестно. Без конфликтов и нареканий. С такой же ответственностью подходила и к выполнению общественной нагрузки. Сначала возглавляла комсомольскую организацию, а потом стала бессменным до сегодняшнего дня лидером школьной профорганизации.
Нынешний директор Елена Алексеевна Иванова, за плечами которой четверть века педстажа, уверяет, что за эти годы ее коллега нисколько не изменилась: она также собранна и приветлива.
-Мои чувства к ней сродни дочерним, – искренне восклицает Елена Алексеевна. – Я благодарна ей за то, что вместе со всеми она выполняет работу, и всегда с чистым сердцем и светлой душой.
-Она блестящий классный руководитель, - добавляет Ольга Михайловна Шкутова, зав. библиотекой. – Она всегда таких детей хороших выпускала – собранных, знающих. Вообще, как человек и педагог она заслуживает самых высоких слов и наград.
К слову о наградах. Их в трудовой книжке учителя Шириковой великое множество. Среди них благодарности, премии, есть две почетные грамоты. Но только одна из них грамота государственного уровня – Министерства образования РФ, врученная ей в 2001 году.
Но, наверное, не в наградах счастье. Куда более важна добрая память воспитанников и их родителей.
В последнее время все чаще звучат заявления о том, что пора увольнять старых учителей. Они, мол, не дают ходу молодым, препятствуют модернизации школьной системы. Но ведь найти себя в профессии удается далеко не всякому. И правильно замечает Валентина Ивановна, что проблема вовсе не в старых кадрах, а в том, что из-за низкой зарплаты молодые специалисты не спешат после вузов связывать свое будущее со школой.
-И если человек чувствует в себе силы и желание, - уверена Ширикова, - он может работать в школе в любом возрасте.
Л. Майская,