Рубцовские чтения, посвящённые памяти нашего известного поэта, проводятся по всей Мурманской области каждый год и включают в себя самые различные мероприятия. В прошлую пятницу в рамках чтений в Центральной районной библиотеке в Никеле состоялся творческий вечер известного мурманского барда Бориса Нивина. Основной темой своего творчества он называет жизнь и любовь. Хотя не без иронии. Как он сам говорит: «С возрастом отношение к жизни и любви, конечно, меняется, приобретая глубину и даже где-то трагизм. Но это как посмотреть. Бывает, что и трагедия — весёлая штука!».
Обычно подобные встречи проходят в задушевной и где-то даже несколько интимной обстановке. Не стал исключением и этот вечер. Борис Викторинович представил свои хорошо известные песни на разные темы, а в перерывах между ними общался со своими слушателями и отвечал на самые разнообразные вопросы. Кстати говоря, приобщиться к авторской песне пришли не только взрослые, но и дети. И, судя по всему, они тоже остались довольны, хотя проникнуться духом песен под гитару им сегодня значительно труднее, чем поколению, выросшему на них.
После того как творческий вечер закончился, мы задали гостю несколько вопросов.
-Борис Викторинович, как вы стали бардом?
-Ещё когда я учился в девятом классе, мне подарили магнитофон. В те годы кассеты с хорошими записями достать было сложно, поэтому в основном их передавали по рукам. Так и получилось, что первым, кого я услышал, был Окуджава. А потом уже появился человек, который всех нас заразил поэзией, меня в том числе. Пока мои сверстники слушали учителей на уроках и делали задания, я тайком под партой читал книги, регулярно получая единицы в журнал, а также в больших количествах слушал бардов.
-Кто из них вам оказался ближе?
-Я бы сказал, что все барды первой волны хороши по-своему. Визбор, например, душевен, Окуджава философичен, Галич ироничен и даже трагичен, а для Высоцкого и слов можно не найти, настолько потрясает его масштаб личности. Когда я ещё учился в университете, то сказал, что творчество Владимира Семёновича будут изучать в школе, но тогда мне не поверили. В результате я оказался прав.
-Вы сказали «барды первой волны». А как вы оцениваете современных бардов? Слушаете ли вы их?
-Нет, они мне не интересны, уровень их очень низкий. Правда, бывают и счастливые исключения. Недавно через Интернет познакомился с Юрием Зыковым, бардом из Златоуста. Он почти мой ровесник и очень мне понравился своей искренностью и поэтичностью.
-Знаю, многих интересует вопрос: что же всё-таки первично в бардовской песне — слова или музыка?
-По-моему, настоящий бард всё-таки больше поэт, музыка для него — лишь сопровождение. Хотя не всё так однозначно. Скажем, Окуджаву я с удовольствием читаю как поэта, а тут как-то купил книгу Визбора, начал её читать и понял, что незнакомые мне тексты, которые я не слышал в его песнях, я не воспринимаю как поэзию. Мне кажется, Визбора лучше слушать. У него есть потрясающее обаяние голоса и мелодий.
-Есть сейчас у людей интерес к авторской песне?
-Если судить по нашему мурманскому клубу «Пять углов», вмещающему приблизительно двести человек, то да. Обычно он бывает полон.
-А кто ходит на концерты? Молодёжь есть в числе слушателей?
-Аудитория разнообразна. От молодых людей до стариков. Плюс у нас есть такой детско-юношеский клуб «Гравицапа», где молодое поколение имеет возможность выразить себя в музыке. Да, зачастую неумело, но лиха беда начало!
-Вами написано около двухсот песен. Однако изданных компакт-дисков пока всего два. Есть планы по увеличению их количества?
-Хотелось бы выпустить ещё два компакт-диска. Шансы на это есть, вроде бы мой спонсор готов финансировать проект.
-Вы также выпустили книгу стихов…
-Да, и очень бы хотел выпустить ещё одну, тем более что она полностью готова. Известный мурманский поэт Владимир Семёнов даже успел написать к ней предисловие. Всё осложняется отсутствием денег. Будут они — появится и книга.
А. Булыгин
Биографическая справка. Борис Викторинович Нивин. Родился в 1948 году в Мурманске. По образованию психолог. Работал электромонтёром на судоремонтном заводе, осветителем в театре, рыбоводом, ихтиологом, техником маяка, начальником навигационной станции.
Песни начал писать ещё в школе (сначала на «чужие» слова, а с 19 лет — на свои). Общее количество написанных песен приближается к 200. В активе Нивина изданная книга стихов, две кассеты и компакт-диск. С 1986 года он — член мурманского клуба авторской песни «Пять углов».