Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
15.11.2008 Выпуск 2078 | Никель | М.Федорова
Другая реальность

Сложно представить сегодняшнюю жизнь без компьютерных технологий. Помимо огромного объёма работы, который умные машины делают за человека, это ещё и общение, интересные занятия и обучающие развивающие проекты… Всего перечесть невозможно. Но что если из виртуального помощника компьютер становится для человека центром мироздания, практически полностью заменяя существующую реальность?

По словам педагога-психолога никельской школы № 2 С.М. Хадунькиной, больше всего такой «компьютерной зависимости» подвержены дети.

-Довольно часто компьютерные технологии становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития ребёнка, – говорит Светлана Ходунькина, – Конечно, они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки. Но подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям юного возраста. Поэтому наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.

-Какие проблемы, связанные с увлечением подростка компьютером, вы могли бы обозначить?

-В первую очередь, мироощущение ребёнка изменяют виртуальные игры. Некоторые из них провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. Большинство популярных в нашей стране компьютерных игр учат детей убивать монстров и людей, земных животных и инопланетян, рожденных фантазией разработчиков, провоцируя у подростков агрессивное поведение. Неудивительно, что после вечера, проведенного в компании виртуальных злодеев, когда ручьями льется кровь, слышатся душераздирающие стоны, иногда даже души убитых на наших глазах отлетают к небесам, дети начинают вскрикивать и скрежетать зубами во сне. Представьте себе, что может присниться, если на сон грядущий ребёнок поиграет в одну из подобных игр! Вместе с тем, компьютерные ужасы не только пугают детей, но и притягивают их. В азарте ребёнок становится кровожадным, ему нравится быть сильным, убивать и мучить.

-Каково влияние подобных игр на психику ребенка?

-Зачастую подросток настолько растворяется в виртуальном мире, и перестаёт чувствовать границы реального и выдуманного уже в жизни. Это выражается в уходе от реальных законов, отсутствии логической связи, причинно-следственных отношений, ощущения необратимости смерти и, в конце концов, тоже влияет на сознание и подсознание ребенка.

Подросток невольно начинает отождествлять себя с компьютерным героем с условностью его «жизни и смерти»: пять жизней израсходовано, но есть ещё шестая и можно выиграть седьмую, восьмую и так далее. Умер, затем встал, отряхнулся и пошел дальше. Почему дети, вполне вроде бы благополучные, не из-за несчастной любви и даже не из-за замечания в дневнике в одиночку и компаниями бросаются с крыш многоэтажек?.. Может быть, они думают, что потом встанут и пойдут дальше и им кажется, что у них в запасе ещё пять жизней…

Нам не стоит торопиться обвинять создателя агрессивных игр в том, что ваш ребёнок стал кровожадным. Разве не вы сами купили ему эту игру или дали денег на её покупку? Не вы ли радовались, что ребёнок часто играет за компьютером, не пристает к вам с разными вопросами и даёт вам возможность наконец-то спокойно поговорить по телефону, почитать газету, посмотреть футбол. Так разве не вы виноваты в том, что ему с компьютерными монстрами интереснее проводить время, чем с вами?

-Какие дети наиболее подвержены этой «болезни»?

-По сути, компьютерная зависимость является не правилом, а скорее исключением. Ей подвержены те дети, которые сами по себе испытывают дискомфорт при встрече с реальностью.

Чрезмерное увлечение компьютером приводит к тому, что многие дети уходят в себя, замыкаются. Компьютер даёт возможность погрузиться в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. Порой ребёнок все больше отвергает мир реальный, где ему грозят ошибки, неуспех, негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. В «реальности», столкнувшись с препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что в играх.

Если окружающая действительность вашего ребенка достаточно эмоционально окрашена, если у вас такие отношения, от которых не хочется сбежать в виртуальные миры или просто куда глаза глядят, то реальность останется для вашего ребёнка достаточно интересным и многообещающим миром.

-Насколько тяжёлыми для детской психики могут оказаться последствия подобных увлечений?

-Ребёнок, который проводит дни напролёт один на один с компьютером, рано или поздно начинает испытывать трудности в общении со сверстниками, оказывается неспособным заводить новые знакомства, теряет контакт даже с теми, кто раньше был близок. Но и сам этот уход должен стать для родителей сигналом - что-то не так в ваших отношениях! Ребёнок, который в реальной жизни имеет достойную альтернативу виртуальным мирам — семью, друзей, различные интересы, – вряд ли в одночасье бросит всё это ради компьютера.

-Какие рекомендации вы могли бы дать родителям детей, чрезмерно увлечённых компьютерными играми?

-Постарайтесь максимально долго оберегать от злых, некрасивых, действительно жестоких сцен неустойчивую психику младшего школьника. Если ваше чадо уходит в виртуальный мир, перед вами стоит нелёгкая задача разобраться, что ему не хватает в окружающей действительности.

Особенно сильно это касается детей младшего возраста: если в вашей семье старший сын или папа обожают попалить по монстрам, на экране дым столбом, а из динамиков несутся душераздирающие стоны и непрерывная стрельба — закрывайте дверь. Малышу нечего делать в одной комнате с компьютером. Но от отца, занимающегося «постройкой нового города» или сидящего за «штурвалом космического корабля», возможно, отгонять ребёнка не стоит. Из всего можно извлекать полезные уроки.

Не бейте тревогу, не таскайте ребенка по врачам и психотерапевтам, сначала сами постарайтесь найти возможность до него достучаться. Будьте с ним, станьте в его глазах интереснее, чем содержимое компьютера. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Если память подводит, то обратитесь к соответствующей литературе. Поделитесь с ребёнком секретами этих новых (старых) игр и не ленитесь играть вместе с ним. Получите огромное удовольствие.

Почаще давайте ребёнку в руки кисти, пластилин или глину, мозаику. Вместе занимайтесь каким-нибудь творчеством. И пусть вас не останавливают неудачи, не бросайте начатое, помогите ребёнку добиться поставленной цели. Вспомните, что где-то рядом с вами есть парки, музеи, выставки. Заведите традицию куда-нибудь вместе выбираться хотя бы раз в неделю. Будьте ближе к своим детям!

Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпрепровождению. Ваша задача скорее состоит в том, чтобы снизить ценность общения с компьютером. Если допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его – наказанием за провинности, – это может только усугубить ситуацию.

Всё это совсем не просто. Но результат — психическая стабильность вашего ребёнка — стоит затраченных усилий. И вместе с ним вы сможете пережить «волну компьютеромании» и научиться радоваться реальной жизни.


Беседовала М. Фёдорова


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru