С тех пор, как Кольская горно-металлургическая компания стала вкладывать немалые деньги в развитие сырьевой базы на печенгской площадке, а именно в рудник «Северный-Глубокий», у Печенгского района появились хорошие перспективы развития на долгие годы вперёд. Поэтому интервью накануне Дня шахтёра с представителем одного из самых динамично развивающихся подразделений КГМК стало вполне логичным шагом. В роли нашего собеседника выступил исполняющий обязанности начальника рудника «Северный-Глубокий» Олег Токарев.
-Олег Владиславович, расскажите, пожалуйста, как развивается сегодня производство.
-Сегодня в полном рабочем режиме идёт обкатка оборудования второго пускового комплекса, который включает в себя скиповой ствол, бункерно-дробильный комплекс. Нельзя сказать, что на этом пути всё получается легко и гладко. Оборудование у нас мало того что новое, так почти всё импортного производства, а люди — в основном молодые ребята, из которых практически никто не имеет большого опыта, позволяющего решать производственные задачи в полном объёме и качественно. Однако, несмотря на определённые трудности, коллектив настроен по-боевому, каждый из работников старается приложить максимум усилий, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи.
-«Северный-Глубокий» сегодня динамично развивается, до ввода в строй остальных его мощностей осталось ещё несколько лет. Планируется ли в связи с этим увеличивать численность коллектива?
-Планируется. Насколько? Конкретную цифру назвать не могу, она обсуждается. Хотелось бы только отметить, что руководство Кольской компании ставит задачу повышать не численность работников, а производительность труда. Это связано с тем, что количество работоспособного населения в районе остаётся стабильным на протяжении долгого времени.
-А сколько сегодня трудится под вашим началом человек?
-Почти 1200, средний возраст работников — 35 лет, хотя недавно был 39.
-Какие основные задачи сегодня стоят перед вами?
-Одна из первых — внедрение сложнейшей автоматизированной системы управления, начиная от проектирования горных работ и заканчивая контролем за их ведением. Так, эта система предусматривает, в частности, что у каждого, кто находится под землёй, будет своя радиосвязь, позволяющая контактировать не только с диспетчером, но и с любым работником комбината. Также она предусматривает автоматизированный учёт спуска в шахту человека. Он только пересечёт линию, отделяющую надземную и подземную части рудника, а данные об этом сразу поступят на компьютер. Составной частью автоматизированного управления является и система позиционирования, позволяющая узнавать, где, в каком месте рудника находится тот или иной работник. Это очень важно при возникновении аварийной ситуации.
-Есть ли аналогичные системы сегодня в России?
-В таком комплексе, как планируется реализовать автоматизированную систему управления в Печенгском районе, – аналогов в России нет.
-Что ещё предстоит вам сделать в ближайшее время?
-В рамках программы по повышению производительности труда и сокращению издержек производства предполагается перевести на компьютеризированное управление все механизмы — буровые установки, самосвалы, подъёмные машины. Это означает, что диспетчер на экране монитора сразу может видеть, где и в каком месте произошёл сбой и оперативно отреагировать на ситуацию. Пока у нас с этим существуют определённые проблемы. Территория рудника огромная, и линейные инженерно-технические работники просто не успевают за всем уследить и принять соответствующее решение.
Ещё одной задачей, которая стоит перед нами, является сокращение потери времени на отдельных участках. Чтобы её решить, предполагается закупить вспомогательное оборудование. Например, машины для установки железобетонных штанг для крепления, для монтажных работ, для мелких ремонтов. Эта программа уже получила одобрение у генерального директора «Норильского никеля», и сейчас идёт окончательное согласование всех её пунктов. Всего на закупку основного и вспомогательного оборудования планируется потратить 32 млн. долларов. Как видите, сумма более чем внушительная.
-Олег Владиславович, Кольская компания всегда заслуженно гордилась тем, что имеет ярко выраженную социальную направленность. В связи с этим не могу не спросить вот о чем.
Как известно, рудник «Центральный» постепенно сворачивает своё производство, а его работники переходят к вам. Как проходит этот процесс? Можно ли сказать, что безболезненно? Или всё-таки возникают какие-то сложности?
-Нет, никаких сложностей не возникает, всё проходит абсолютно спокойно и буднично. Могу сказать, что приходящие к нам ребята с «Центрального» — в массе своей молодые, но уже с определённым опытом горняки и, я думаю, большинство из них имеет все шансы в дальнейшем стать высококлассными специалистами. Да, согласен, поначалу многим из них приходится трудно — оборудование у нас новое, импортное, его нужно осваивать. Но здесь главное — желание это делать. У тех, кто приходит к нам с «Центрального» я такое желание вижу. Впрочем, как и у всех остальных. Уверен, что со всеми трудностями мы всё же справимся.
-Мы беседуем с вами накануне Дня шахтёра. Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в преддверии этого праздника?
-Прежде всего, — горняцкой удачи. Чтобы каждый приходил на работу и уходил с неё в нормальном моральном и физическом состоянии. Кроме того, желаю крепкого здоровья, достойной заработной платы, а также семейного благополучия. Последнее особенно важно, потому что работа у нас тяжёлая и моральный климат в семье значит очень много. Кстати говоря, мне очень приятно поздравлять своих коллег накануне 35-летия рудника «Северный», который мы будем отмечать в сентябре. Пользуясь случаем, от всей души желаю каждому горняку: будьте благополучны и счастливы!
Беседовал А. Истомин.