В третье воскресенье октября на основании указа президента РФ от 23 марта 2000 года свой праздник отмечают работники одной из самых тяжёлых и сложных отраслей — дорожного хозяйства. Накануне праздника мы встретились с директором никельского ГОУ ДРСП Михаилом Смысловым, который рассказал о сегодняшнем дне своего предприятия.
Не так давно, точнее 25 сентября, в эксплуатацию был введён ещё один 10-километровый участок дороги Никель — Приречный, поэтому разговор наш начался именно с этой темы. Кстати говоря, проходил он на 11 километре автотрассы на стоянке для отдыха. В этом году здесь не только появились скамейки со столиком и беседкой, а также урны, но даже был оборудован вполне цивилизованный туалет.
-Строили мы этот участок совместно с Оленегорским дорожно-строительным предприятием, – говорит Михаил Юрьевич, – в пропорции пятьдесят на пятьдесят. На мой взгляд, дорога получилась хорошей. Практически на всём протяжении это три полосы шириной в 12 метров. Там, где полосы две, ширина составляет 8 метров. Всё, что планировали на этот год — мы выполнили.
-С чем связано затяжное строительство трассы и когда оно будет закончено?
-Вплоть до этого года всё в основном упиралось в финансирование. Ведь не секрет, что до недавнего времени строительство дорог в нашей стране осуществлялось по остаточному принципу. Но в этом году правительство, наконец, развернулось лицом к этой острейшей проблеме, и деньги в дорожную отрасль пошли в достаточном объёме.
Ещё одна причина, по которой мы очень долго строим дорогу, – технологическая. Достаточно сказать, что только на участке, где мы сейчас с вами находимся, уложено 400 тысяч кубометров грунта. Для сравнения: в один грузовик влезает всего 10 кубов. Представляете, сколько времени нужно потратить, чтобы перевезти всё даже десятком грузовиков? К тому же уложенный грунт должен «отстояться», чтобы в дальнейшем не было его просадок. А это тоже время. Нельзя в один год отсыпать грунт и укладывать дорожное полотно.
Что же касается сроков сдачи дороги, то, думаю, года через три жители Печенгского района уже смогут добираться до Мурманска по более удобному пути.
-Как вы оцениваете качество проделанной работы?
-Положительно. Трассу мы строим из так называемого чёрного щебня. Этот материал применяется в Мурманской области давно, имеет как свои достоинства, так и недостатки. Главным неоспоримым преимуществом его перед горячим асфальтобетоном является шероховатая поверхность, благодаря чему сцепление покрышки колеса с дорожным полотном гораздо лучше при перепадах температур, в тяжёлых погодных условиях. Принципиальное отличие этих двух технологий в том, что в горячем асфальтобетоне битум разжижается путём нагрева, а когда используется чёрный щебень — с помощью добавления воды. Таким образом, энергозатраты получаются гораздо меньше. Из недостатков чёрного щебня можно отметить его пористость, но это становится очевидным, если при очистке дорог зимой используются солевые растворы. В Печенгском районе соль не применяется.
-Михаил Юрьевич, вы не только прокладываете дороги, но и занимаетесь обустройством прилегающих территорий, которое выходит за пределы вашей деятельности. Скажем, многие жители Никеля до сих пор благодарны вам за появление в центре посёлка своеобразной зоны отдыха. Что заставляет вас этим заниматься?
-Дело в том, что наше предприятие не только укладывает дорожное полотно, основная наша задача всё-таки — это содержание дорог. А кому, как не дорожникам, заниматься благоустройством прилегающих территорий?!
-Эту стоянку для отдыха тоже обустраивали вы?
-Да, она входила в проект. Стоянка для отдыха, где мы с вами находимся, уже вторая на протяжении трассы. Первая располагается в районе водопада, на 5-м километре. Согласно проекту должно появиться ещё несколько подобных мест для отдыха водителей и пассажиров. К тому же совсем недалеко отсюда мы привели в цивилизованный вид находящийся там родник. Установили над ним беседку, проложили к нему для удобства деревянные мостки, сделали лестницу…
-Ваша организация выиграла очередной конкурс на содержание улиц посёлка Никель…
-Мы уже третий год этим занимаемся и постараемся и в дальнейшем делать всё для того, чтобы никельчане могли свободно передвигаться зимой по улицам, а транспорт беспрепятственно проезжать.
-В настоящий момент вы являетесь государственным предприятием, но в скором времени вас ожидает акционирование. Отразится ли это на работе ГОУ ДРСП?
-Я считаю, что неважно, какова будет форма собственности предприятия, гораздо важнее, что за люди на нём работают. Ещё один принципиальный момент — захотят ли новые собственники вкладывать немалые деньги в обновление технического парка. Ведь прокладка качественной дороги зависит прежде всего от техники, поэтому в прошлом году, например, мы закупили асфальтоукладчик Titan немецкой фирмы ABG, катки Dynapac, грейдер. Не будет по этим двум пунктам проблем — значит, предприятие не только выживет, но и продолжит успешно развиваться.
-Что бы вы хотели пожелать в преддверии праздника своим коллегам?
-Как я уже неоднократно говорил, дорожниками могут быть только люди, влюблённые в своё дело. Пока лето, мы, невзирая на выходные, строим дороги, а зимой в любую погоду должны обеспечивать проезд транспорта и свободный проход людей. Поэтому накануне праздника я желаю всем коллегам здоровья, счастья и всего самого, самого наилучшего.
А. Булыгин