-Владимир Владимирович, будут ли поступления дополнительных налоговых отчислений от КГМК в бюджет области в 2008 году?
-Мы уплатим все законно установленные налоги в бюджет области. Что касается дополнительных отчислений, которые мы перечисляли в рамках соглашений с правительством Мурманской области, в соответствии с которыми они делились между муниципалитетами Мончегорск и Печенгский район и бюджетом области в пропорции 50 на 50, то в этом году ситуация изменилась. В связи с резким снижением цен (более чем в 2 раза) на продукцию Компании, в частности на медь и никель, соглашение мы в этом году не подписывали. Но в прошлом году был сделан достаточный задел, благодаря которому в этом году нам удалось обеспечить стабильную социально-экономическую ситуацию на наших территориях и прожить с пониманием того, как развиваться дальше.
-КГМК в Печенгском районе — предприятие градообразующее. Для обеспечения нормальной жизни своих работников и их семей Компанией сделано немало. Однако, необратимый процесс перемен, начавшийся со вступлением в силу ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ», изменил очень многое в органах власти, разделил территорию района на 4 поселения, разграничил зоны ответственности каждого властного уровня, наделил поселения собственными бюджетами. В каждом городе и посёлке теперь есть свои Советы депутатов и администрации. Удается ли найти конструктивный диалог с местными органами власти?
-Хотелось бы отметить, что я начинал свою трудовую деятельность в Мурманской области в администрации Печенгского района и стоял у истоков этой реформы. Рабочие деловые контакты сохранились по настоящее время, и считаю, что могу договориться с любым из руководителей поселений, не деля их по рангам и значимости, потому что во взаимоотношениях на всех уровнях власти во главу угла я ставлю именно деловой подход. Никаких сложностей в общении с властями не испытываю.
-Как вы оцениваете ход реформы местного самоуправления? На ваш взгляд, насколько на пользу людям реформирование и что оно даёт Печенгскому району в целом?
-Вообще, если говорить о реформе местного самоуправления, то это, в принципе, нужная вещь, потому что теми людьми, которые живут в конкретном поселении, должны управлять люди, которые там же и проживают. Однако любая реформа имеет свои плюсы и минусы. На мой взгляд, первый шаг сделан правильно, но основная задача, которая всё-таки стоит в настоящий момент (и это подтверждает зарубежный опыт) – необходимость централизовать органы управления, для того, чтобы грамотно распределять средства, которых не так много. Лучше не тратить их на зарплату чиновникам, а направить на развитие инфраструктуры, на реализацию инвестиционных проектов, тем самым делая жизнь населения лучше. Я за реформу местного самоуправления, но с учетом её централизации.
-Пунктом 1 ч. 4 ст. 35 № 131 – ФЗ предоставлена возможность формирования представительного органа муниципального района по принципу делегирования в его состав представителей поселений. Недавно Совет депутатов городского поселения Печенга выступил с инициативой об изменении существующего порядка формирования представительного органа власти Печенгского района. Как вы относитесь к этой инициативе?
-Я вообще к любым инициативам отношусь положительно, но некоторые инициативы должны быть к месту и ко времени, тем более инициатива, которая меняет систему формирования представительных и исполнительных органов района. Здесь, я считаю, основной принцип, который должен соблюдаться – принцип публичности. Перед тем как принимать какое-либо решение по изменению системы управления, необходимо посоветоваться с народом, дабы не ущемить те демократические ценности, которые у нас есть, потому что власть выбирается людьми. В один из городских Советов предложение пришло, в другие Советы оно официально не поступило. Инициатива была, но вот принцип публичности был нарушен. Мне странно, что данная инициатива возникла за год и даже более до предстоящих выборов. Я считаю, что это не совсем верно, потому что более правильно доработать по той системе, которая есть, избрать органы власти в поселениях и районе, и после этого определяться, какая будет система существовать в районе на следующие 4-5 лет. Такова моя позиция.
-Как депутат областной думы вы участвуете в принятии решений, касающихся выделения денег муниципалитетам на решение их проблем. Будут ли выделены деньги из области на повышение зарплат бюджетникам поселений, на землеустроительные мероприятия?
-Если говорить о выделении денежных средств муниципальным образованиям, то здесь существует следующая проблема. С одной стороны деньги нужны, с другой, если взять в разрезе муниципалитеты Мурманской области, то остатки по счетам муниципальных образований превышают 5 млрд. рублей. Соответственно, наличие этих денег не позволяет Мурманской области апеллировать к федеральному бюджету, дабы закрывать свои долги. Опять же, повышение зарплаты – это наша обязанность, и те обязательства, которые мы на себя брали в помощи району по повышению зарплат, мы будем выполнять.
Сейчас идет процесс формирования изменений по итогам 9-ти месяцев. Департамент финансов взял на себя такие обязательства, поэтому мы будем отстаивать право Печенгского района на получение данной помощи. Что же касается землеустроительных мероприятий, я не думаю, что эта проблема такая же острая. Те денежные средства, которые есть в районе, позволяют эти вопросы решать. Может быть, немного упущен темп, ведь мы неоднократно обсуждали это, когда я еще работал в администрации. Схемы территориального деления и генплан территории должны были быть готовы чуть-чуть раньше, тогда бы и вопрос не вызывал такого накала.
-Вы входите в состав Межведомственного совета по противодействию коррупции и криминализации экономики в Мурманской области (МСПК). Расскажите, чем занимается МСПК? Как вы считаете, не будет ли перегибов на местах, в связи с введением нового законодательства о противодействии коррупции?
-Буквально на днях состоялось десятое заседание Межведомственного совета. Мы обсуждали два вопроса: предложения об органах управления Совета (обсуждали разные аспекты взаимодействия) и согласование подпрограммы по противодействию коррупции, которая будет утверждаться Правительством области 10 октября (наш разговор состоялся накануне — С.Ч.).
Что касается коррупции – это актуальная тема. Не потому, что руководители государства стали ее поднимать, это действительно бич, который лишает население веры в то руководство, которое оно избирает, это безобразие, когда избранные или пришедшие на государственную или муниципальную службу занимаются мздоимством и обирают людей. Зарплаты у них немаленькие и их ставили не на кормление, а для того, чтобы они делали своё дело.
Перегибы, я думаю, какие-то будут, хотя, может, и нет. Но борьба с коррупцией – это необходимость, которую надо реализовывать. Мы — цивилизованное государство, живём в 21-м веке, и в настоящее время уровень коррупции, который есть в стране, превышает все допустимые границы. Я думаю, эта политика правильная. И тот пакет документов, который сейчас готовится для внесения в Государственную Думу, будет необходимым условием дальнейшего развития нашего государства.
-Перспектива создания Поморской зоны в Печенгском районе – миф или реальность?
-По Поморской зоне я могу сказать следующее – это очень хорошая тема, но в настоящее время она труднореализуема, потому что участники и инициаторы создания этой зоны в настоящее время имеют разные задачи и интересы при её реализации. Получается, что идея хорошая, но все участники думают о разных целях и задачах, тем самым делая сложным реализацию данной задумки. Идея, конечно, просто замечательная.
-Какие первоочередные задачи предстоит решать КГМК совместно с органами местного самоуправления в ближайшей перспективе? И что КГМК планирует сделать для повышения уровня жизни населения в Печенгском районе?
-Задач много. Главная — хотелось бы удержать уровень производства, который существует. Цены на металл, которые снижаются, эту задачу для нас усложняют. Иногда нам приходится принимать непопулярные решения по сокращению издержек. В то же время, учитывая реализацию двух крупных инвестиционных проектов в Печенгском районе, есть хорошие перспективы для развития.
Первый проект — это строительство рудника «Северный-Глубокий», два этапа которого реализованы, сегодня в объёмах рудник даёт 3,5 млн. тонн руды. Нам нужно ещё два года, чтобы достроить 3 и 4 комплексы рудника, и тем самым выйти на производительность 6,5 млн. тонн руды в год, восполнив тем самым запасы выбывающих мощностей по открытым горным работам.
Второй крупный проект – это строительство цеха брикетирования в Заполярном – проект, нацеленный на экологическую безопасность производства. Ещё одна задача, которая стоит перед нами – это сохранение уровня добычи рудником «Каула-Котсельваара». Возможно, будут непопулярные меры по плавильному цеху, но этот вопрос предстоит ещё решать, так как в настоящее время проект реконструкции плавильного производства находится в стадии доработки. В любом случае мы будем стараться находить такие пути, которые позволят людям, живущим и работающим здесь, обеспечить достойный уровень жизни.
-Жителей посёлка Никель беспокоит вопрос погашения долгов по отоплению ООО «Теплоэнергосервис». Люди звонят нам, спрашивают: «К кому обращаться?». Если жилой фонд передан поселениям, разве это не их зона ответственности? Вы уже обсуждали этот вопрос с руководством городского поселения Никель и «Теплоэнергосервисом»? Что делать никельчанам? Платить или нет? Почему в Заполярном нет такой ситуации, а в Никеле – есть? С чем это связано, как вы считаете?
-Позиция совершенно простая. Городское поселение Никель в соответствии со 131 Законом получило все полномочия и стало полноправным субъектом взаимоотношений в муниципальной сфере. Вместе с имуществом, коммерческой недвижимостью получили права на решение вопросов по ЖКХ и теплоснабжению, а также и непростую обязанность по поддержанию теплоснабжающих объектов. В настоящее время власти Никеля не готовы и не хотят брать на себя котельную, а значит, обеспечивать посёлок теплом. На мой взгляд, сложности с «Теплоэнергосервисом» — это проблемы тех структур, которые сейчас занимаются коммунальным хозяйством. Пришли люди, которые в этой сфере не работали, и у них объективно возникают сложности. Та ситуация, которая возникла с «13-й квартплатой», прогнозировалась давно.
В Заполярном такой ситуации нет, так как там несколько другой норматив. Поселковой власти известно, что теплоснабжающая организация выступает буфером. Ей пришло тепло на рубль, она на рубль отпустила, и этот рубль должна и собрать. Если норматив занижен, занижен и тариф, и естественно, должен найтись кто-то, кто этот недостаток возместит. В данном случае это должен быть муниципалитет (городское поселение Никель). Муниципалитет не стал этого делать, поэтому согласно Постановлениям 306 и 307 недоплата была транслирована на население.
Таких ситуаций не было ни в Мончегорске, ни в Заполярном. Но здесь она возникла, и я считаю, что городская власть Никеля должна активнее этой проблемой заниматься, тем более что наступил новый отопительный сезон. Нежелание решать проблему может привести к возможным негативным явлениям.
Нас волнует жизнедеятельность посёлка и населения, поэтому мы выступаем за открытость и диалог. Если надо давать информацию, или помогать, мы готовы, так как для нас эта сфера деятельности известна.
Надо отметить, что в соответствие с законодательством к вопросу взаиморасчётов за теплоснабжение жилых домов придётся ежегодно возвращаться любой управляющей компании.
-Как вы относитесь к тому, что городское поселение Никель отказывается брать на баланс котельную в Никеле?
-Позиция КГМК следующая. Всем понятно, что деятельность по теплоснабжению убыточна сама по себе. У нас рост тарифов не успевает за ростом цен на мазут. Муниципалитету нужно понять и почувствовать свои полномочия, и учиться работать. Если есть убытки, нужно решать вопрос с тарифами, просить помощи у государства, у области. Но самое главное, если мы говорим, что мы полноценные субъекты правоотношений и обладаем полномочиями и обязанностью по теплоснабжению, давайте честно возьмём эту сферу, посмотрим, научимся.
Да, КГМК участвует в строительстве угольных котельных, тем самым существенно повышая надёжность обеспечения энергоресурсами и получая в долгосрочной перспективе понятный и прогнозируемый рост тарифов для населения, хотя это и не наша функция.Но мы будем этим заниматься, и здесь мы идем парой вместе с субъектом. Область тоже вынуждена это делать. Но я всё же уверен, что более честным будет, решая вопросы местного самоуправления, местной власти говорить, что мы готовы, и берем такие-то полномочия, и будем брать их целиком, не разделяя на «сладкие» и «кислые». Вот и всё.
-Вы активно занимаетесь политической работой, являетесь секретарем местного политического совета Печенгского отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия». Расскажите о предстоящей модернизации партийных рядов. Для чего она проводится?
-Партия вышла на новый уровень и в принципе является основополагающей политической силой, которая контролирует управление в государстве. Пришло время, когда подход к приёму в члены партии нужно переводить на новую основу. Мы заинтересованы не в увеличении количества членов партии, а в привлечении людей, которые готовы активно работать на благо партии, поддерживать её имидж и тем самым не допустить снижения уровня авторитета этой партии у населения России.
Идёт большая партийная дискуссия в отношении того, как партии развиваться. Обсуждаются вопросы возможного партийного стажа, варианты финансирования партии. Будет ли это за счёт взносов или за счёт бюджетного финансирования, например, в случае победы партии на парламентских выборах. Есть разные подходы.
Я думаю, 15 октября на партийной конференции местного отделения партии мы будем активно обсуждать все предложения, и какое-то решение примем и представим его в региональное отделение. Окончательное же решение будет принято на областной партийной конференции 08 ноября перед отправлением наших делегатов на съезд «Единой России» в Москву.
Приоритеты развития партии, на мой взгляд, следующие: увеличение роли партии в жизни страны, централизованный подход к решению задач партии, и самое главное, на уровне субъекта и местных отделений, чтобы решения были действительно партийными, и не превращались в решения конкретных руководителей.
Беседовала С. Чередниченко