Вместо учебных наглядных пособий — фотографии изличного архива, затертые военные карты, письма шестидесятилетней давности. У доски — представители противоборствующих сторон. Справа «офицер советской армии» (а в реальности — ученица пятого класса) тщательно фиксирует озвучиваемые данные: накануне Петсамо-Киркенесской операции у наших войск было подготовлено по три боекомплекта на каждую единицу оружия противника, на каждый вид транспорта — две-три заправки горючего, были развернуты госпитали на 17 тысяч койко-мест...
Напротив — «представитель командования войск фашистской Германии» (одноклассник «советского офицера») для сравнения записывает секретные цифры, касающиеся армии противника — количество единиц оружия, численность войск, транспорта и провизии, число погибших и раненых в ходе операции. В конце урока над этими записями воцарится слово «Мир».
Этот урок для ребят из школы № 20 ведет не учитель истории, а ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда Печенгского района Виктор Трофимович Корхов. Ученики слушают внимательно — еще бы, не часто историю Великой Отечественной услышишь из первых уст, от человека, который принимал в ней непосредственное участие. Это гораздо интереснее, чем сухие рассказы из учебников Отечественной истории, которые передают лишь общую суть вопроса, факты без эмоций, подробностей и комментариев очевидцев.
Урок проходит в интерактивном режиме. «Красной армии приходилось отстаивать каждый километр. А как вы думаете, что делали бойцы, когда видели, что их товарищ выбился из сил? Правильно, брали огонь на себя. Вот что такое настоящая дружба, ребята. Именно она помогла войскам Карельского фронта освободить Печенгскую землю, и 22 октября над Никелем взвился красный флаг. А что было дальше, вы знаете, ребята? Наши войска двинулись в Норвегию. Кто из вас бывал в Киркенесе?..»
Пятиклассники с удовольствием участвуют в беседе. Отвечая на вопросы седовласого преподавателя, они чувствуют себя причастными к событиям, о которых он рассказывает: и к кровопролитным боям, от описания которых у девчонок округляются глаза, и к великим победам, слушая о которых в сердце каждого ученика зарождается чувство гордости за героев-освободителей.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами вместе вспомнили то далекое событие, участником которого я был в молодости — Великую Отечественную войну. Я очень благодарен вам за то, что вы помогли мне провести этот урок и рад, что вы многое знаете о тех годах и, несмотря на свой юный возраст, понимаете: мир — лучше, чем война, — заканчивает лекцию В.Т. Корхов.
А после окончания урока Виктор Трофимович поделится со мной своими впечатлениями:
-Я занимаюсь воспитательно-патриотической работой около 40 лет, поэтому со школьниками общаюсь довольно часто. Фактически уроки проходят одинаково — я читаю лекцию, а дети слушают, иногда внимательно, иногда не очень, но в любом случае мне кажется, что хотя бы часть изложенной информации остается в их головах. В большей степени эти лекции основаны на собственных воспоминаниях и личном опыте, но я,конечно, использую в рассказах и исторические источники.
Работаю я не только с ребятами среднего звена, но и с малышами, и с учениками выпускных классов. Конечно, со взрослыми общаться интереснее — они больше знают, умеют размышлять и сами делают те или иные выводы, к которым я их подвожу. И, главное, они умеют не просто слушать, а слышать то, что им говорят.
-А насколько сегодняшние школьники интересуются Великой Отечественной войной?
-Вы знаете, в достаточной степени. Конечно, кровопролитные сражения за освобождение советского Заполярья происходили задолго до их рождения; война ушла так далеко в прошлое, что сегодня ребятам кажется, будто этого не было вовсе. Поэтому эти уроки направлены не только на повышение уровня знаний, но и на то, чтобы дети осознавали реальность тех событий.
-Что вам дает общение с детьми?
-С ними я молодею, и от общения получаю заряд бодрости и энергии. И, глядя на этих девчонок и мальчишек, вспоминаю о том, что когда-то давно я и сам сидел за школьной партой, строил планы на будущее и мечтал о великих свершениях!
М. Федорова