Диплом победителя Второго Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» завоевала преподаватель истории и обществознания школы №19 Любовь ПРОКОФЬЕВА. В число организаторов конкурса входили Министерство образования и науки РФ, Российское химическое общество им. Д. Менделеева, Российский Химико-технологический университет им. Д. Менделеева, Центр «Педагогический поиск», редакция «Учительской газеты».
Наша встреча с Л.Прокофьевой, начавшись с поздравлений, плавно перетекла к вопросам.
-Любовь Анатольевна, совсем недавно вы побывали на Втором всероссийском конкурсе педагогического мастерства, посвященном 175-летию Д. Менделеева и стали его дипломантом. В числе подписей на вашем Дипломе - автографы президента Российского химического общества им. Д. Менделеева П. Саркисова и ректора химико-технологического университета В. Колесникова. Я уверена, у большинства читателей возникает вопрос: какая связь между преподаванием истории и 175-летием Менделеева?
-Связь есть, и очень тесная. У нас в стране все знают Менделеева как гениального ученого-химика, автора Периодической системы элементов. Однако мировая общественность еще при жизни Дмитрия Ивановича называла его современным Леонардо да Винчи: настолько широка была сфера его интересов и глубоких познаний. Он был не только талантливым химиком, физиком, экономистом, литератором, но и увлеченным, и заботливым учителем. В 26 томах его наследия очень много работ по педагогике.
На сегодняшний день Д. Менделеев является членом большинства академий мира. Так что не случайно празднование его 175-летия проводится под эгидой Президента РФ. Вот так педагогический конкурс «Мой лучший урок» стал составной частью президентской программы. Основная его цель - повышение мастерства педагогов, выявление и распространение педагогического опыта, подъем престижа учительской профессии.
-В районе знают вас, как учителя, не раз успешно участвовавшего во многих подобных мероприятиях. Что для вас является критерием их отбора?
-Как правило, мы выбираем конкурсы, повышающие профессионализм и интересные для широкого круга. Кроме того, наша школа попала в число приглашенных, поскольку с этого года в ней работает Центр инновационного образования. Что касается последней поездки, участниками конкурса «Мой лучший урок» могут быть не только педагоги по физике, биологии, химии, но и преподаватели гуманитарных наук.
-Похоже, московские встречи оказались полезными и интересными. Расскажите о программе конкурса поподробнее.
-Утро для участников начиналось с занятий по повышению квалификации. С лекциями выступали известные педагоги: профессора, доктора и кандидаты педагогических наук, члены Российской Академии образования Н.Ф. Виноградова, М.В. Ливит, М.В. Богуславский, В.М. Лизинский. Главные темы лекций: «Требования к современному уроку: как сделать урок и результативным и, что главное, интересным».
Было очень много запоминающихся встреч с М.М. Поташником, Е.А. Ямбургом. Так, М. Поташника зал слушал на одном дыхании 4 часа.
Вторая половина дня была отдана защите конкурсных уроков. К сожалению, далеко не все приехавшие на конкурс отважились на участие в ней. Некоторые педагоги утверждали, что они ехали не побеждать, а учиться. Кстати, география мероприятия была обширной: от Сахалина и Якутии, до Ставрополья, не говоря об учителях из европейской части России. Отдельные регионы были представлены целыми группами. Мурманскую область представляли два человека. Конкурсные уроки отличались по уровню подготовки, но в каждом содержалась своя изюминка. Были просто удивительные, например, урок мировой художественной культуры «Эгейское искусство» Е. Кочуровой. Поразила преподаватель начальной школы из маленького чувашского городка Шумерля, ученики которой, согласно исследованию ЮНЕСКО, вошли в мировую двадцатку по качеству продуктивного чтения.
-Как называлась тема вашего конкурсного урока?
-Мой урок для десятиклассников назывался «Социализация личности: вверх по лестнице, ведущей?..». Этим уроком открывается курс обществознания в школе. Лестница здесь - это этапы жизни, заставляющие человека спрашивать себя: куда я иду? Что останется после меня?
-Судя потому, что тайным голосованием вы признаны одной из двадцати лучших педагогов-участников, ваш урок произвел большое впечатление. А что особенно запомнилось вам? -Интересно было все. Но ij главным впечатлением стало посещение Центра образования № 109 г. Москва, работающего под руководством члена-корреспондента Российской Академии образования, доктора педагогических наук, заслуженного учителя России Евгения Ямбурга. Для участников конкурса провели экскурсию с целью знакомства с системой школы и работой учителей-предметников.
-Что же такого особенного в этой школе? -Школа Ямбурга - адаптивная, т.е. это массовая микрорайонная школа, которая дает возможность приспосабливаться к каждому ребенку. В итоге в такой школе все дети усваивают учебный материал. Учащиеся делятся на классы с разным уровнем программ, при этом и слабым и сильным ученикам оказывается дифференцированная помощь. Ученики могут, достигнув успехов, перейти в другой класс. Главное - не затрагивается достоинство ребенка. В школе созданы все условия для развития детей: танц-клуб, художественная студия, секции, есть даже конеферма.
Сам Е.А. Ямбург — личность яркая, самобытная. От него мы услышали много мудрых педагогических мыслей. Например: «О культуре в школе можно судить по запаху из туалета», «В каждой школе должны быть свои мифология, традиции и корпоративный дух». Так вот, в школе Ямбурга они есть.
-Судя по всему, впечатлений от конкурса у вас масса.
-Да. Это были семь дней, в каждом из которых было какое-то потрясающее открытие.
-А какие-либо педагогические новации с конкурса вы привезли?
-Собственно, новацией это назвать трудно, но основная идея современной педагогики такова: нужно научить детей не только мыслить, но и чувствовать. Эта трудная задача лежит на школе и учителе.
С. Светленко