Но всё получилось, и от имени участников встречу оценивала Наталья Шепеленко (поскольку все называли друг друга по «девичьим фамилиям», мы сохранили их в тексте — прим. автора.).
-Очень и очень здорово, что мы встретились. Для нас это большое событие. Наши одноклассники привезли букет роз — они посчитали, что подобная встреча заслуживает только такого оформления. Жаль, что не все смогли приехать.
-Как всё-таки удалось всё организовать? Ведь сорок лет прошло.
-Ну, связи какие-то между нами всегда сохранялись: переписка, звонки. А идея собрать всех вместе пришла Серёже Козлитину. Из 33 выпускников он отыскал 24 человека. И все мы бесконечно благодарны ему, а также Свете Яцкевич за отличную организацию, начиная со встречи в Титовке и до проводов. Практически все хотели встретиться, но не у всех получилось.
-Не пугала возможность разочарования?
-Одна из наших соучениц именно этого и испугалась. Она сказала примерно так: «Старики и старухи — кому мы интересны?». Но посмотрите на нас — разве здесь есть старые люди? Тем более друг для друга мы так и остались «мальчишки, девчонки», с теми же шутками, привычками, все такие узнаваемые! Прекрасные открытые сердца, глаза без лукавства. Как будто и не было этих десятков лет. Встреча очень радостная. Жаль разъезжаться.
Два первых дня встречи прошли на турбазе «Гольфстрим». Вот как их описала Надежда Петрова:
-Конечно, в первые минуты мы очень волновались. Каждый при своём появлении ждал реакции других: узнают ли. Ведь были мальчики, а стали мужчины — с животиками, с бородками, с лысинками… Девочки тоже: были «модельки», а теперь… Мы же почти все пенсионного возраста. Но когда человек начинал говорить или смеяться, его узнавали все.
-О чём вы говорили в эти дни?
-Тем для разговоров была масса. Вначале все рассказывали о своей теперешней жизни, о семьях, детях и внуках. Пересмотрели множество фотографий, которые привезли с собой. Потом начались воспоминания об учёбе, о разных школьных ситуациях, и, конечно, о том, кто в кого был влюблён, кто кому симпатизировал.
-Семейные пары из вашего класса есть?
-Да, есть одна — Таня и Володя Башкировы. Они тоже были на этой встрече.
На третий день встречи, в понедельник, «одноклассники-68» пришли в родную школу. Вначале направились в «свой» класс, где сели за «свои» парты. Как и прежде, рядышком на галёрке третьего ряда разместились Серёжа Козлитин и Наташа Шепеленко. Перед ними Серёжа Горбунов и Женя Ходяков, Алик Калимулин и Володя Мальцев. На первом и втором ряду сели их одноклассницы Надя Петрова и Света Яцкевич, Оля Куваева и Таня Сухвал, Нина Железнова. Рядом с единственной из их учителей Зоей Борисовной Тульцевой сидела Люба Белькова.
После дружных приветствий педагогу все начали вспоминать остальных учителей: С.А.Орешкину, Н.А.Берёзкину, А.К Меньшикову, З.В. Кудоярову, Г.Г. Бурлова.
А я всё продолжала «пытать» своих собеседников о том, как сложилась их жизнь после школы.
-Из тех, кто был на встрече, большинство из моих одноклассников ещё работает, – сказала Надежда Ивановна Петрова. – Мы востребованы и при трудоустройстве не испытываем трудностей. Работодатели вновь начали ценить знания и опыт нашего поколения. Среди нас есть и преподаватели, и экономист, и авиаконструктор-испытатель, и «технари» из Кольской КМК и дочерних предприятий.
Наша беседа плавно перетекала на «раньше» и «теперь». Мы говорили о том, насколько прочно раньше усваивались школьные знания (большинство из выпускников и через 40 лет отлично считает в уме, помнит таблицу умножения и закон Ома). О том, что раньше молодого специалиста не бросали в поиске работы, а в первые трудовые годы вели опытные наставники…
Потом пришло время поговорить о талантах. Поводом к этому стали стихи, написанные Олей Куваевой. «Дорогое моё Заполярье» — под этими её строчками могли бы подписаться все одноклассники, живущие теперь в Мелитополе, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Черкассах, под Вологдой и в других местах нашей большой России.
-Все говорят, что ваш класс был очень дружен. На ваш взгляд, почему такая дружба смогла сохраниться столько лет?
-Наше общее мнение — эпоха была такая, – отвечает мне С. Козлитин. –Раньше ведь были чистые отношения, без ощущения социального неравенства и расслоения. Место работы и должности наших родителей не играли никакой роли. Так что класс — продукт того времени, того немного романтического воспитания. Наверное, поэтому, среди нас нет ни одного «олигарха», – подвёл он итог под общий смех.
Напоследок я задала всем сразу один вопрос: возможна ли подобная встреча повторно? нужна ли она?
-Думаем, возможна, – сказали «одноклассники-68». – Только просторы России могут помешать — вот одна из соучениц не смогла приехать, поскольку живёт в Сибири.
-Что самое главное для каждого из вас в этой встрече?
-Главное — возвращение в юность. Надежда Ивановна, Сергей Николаевич, Татьяна Аркадьевна на ней опять превратились в Надюшку, Серёжку, Танюшку… Можно броситься кому-то на шею, чмокнуть в щёку — все эти дни мы опять были школьниками, позабыв о своих взрослых проблемах…