О нём в начале разговора о работе ГДН (Группы по делам несовершеннолетних) ОВД по Печенгскому району, рассказала старший инспектор ПДН ГДН лейтенант милиции А. Григорьева.
-Малышей 2-х и 5 лет горе-мамаша оставила в запертой квартире, уйдя в «свободное плавание». Дети находились одни почти неделю (с пятницы до среды), пока не забили тревогу соседи и работники детского сада. Причём пускать кого-либо в дом «заботливая» мама категорически запретила, и сотрудники ГДН смогли попасть в квартиру только после долгих переговоров с детьми.
Нашедшаяся мать уверяла всех, что волноваться было незачем, ведь за детьми «присматривала» её подруга. Правда, то, что подруга лишена родительских прав на собственных детей, её не волновало...
Ещё ситуация: мама малыша ушла в привычный запой через месяц после его появления на свет.
Число примеров можно умножить, поскольку на контроле в ГДН стоит немало подобных семей. Это один из аспектов современной жизни, который очень беспокоит инспекторов. Целевая программа повышения деторождаемости вызвала массовое появление детей в неблагополучных семьях. Ситуации в них печально схожи: малыш (как правило, второй или третий ребёнок в семье), его отец — мамин сожитель, без определённого места работы и мать, которая занимается «воспитанием детей». Такие родители настолько неграмотны в правовом смысле, что ожидают получения «президентских» 250 тысяч чуть ли не на сразу после появления младенца на свет. А на деле всё пропитание семьи — различные социальные пособия. Нужен ли на самом деле здесь новый человечек? Дорожат ли им, любят ли его?
-Плохо обучают у нас «науке материнства», – сетует и.о. инспектора ГДН О.Герасимов. – Не говорят будущим мамам об ответственности, о трудностях воспитания детей. Возможно, в чём-то не дорабатывает Центр планирования семьи. Иначе меньше было бы сирот при живых родителях. По сравнению с прошлым годом количество родителей, привлечённых к административной ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по отношению к новорождённому, увеличилось почти втрое (с 24 до 64). Это очень тревожная ситуация.
По словам моих собеседников, родители отказываются от детей по разным причинам. Например, когда те совершают преступление или общественно-преступное деяние. Куда в этом случае податься оступившемуся ребенку? Где должны понять причину проступков, пожалеть, помочь подняться морально и нравственно? Куда проще умыть руки и спихнуть на соответственные органы свой воспитательный «брак».
Круг задач и проблем
По нашим наблюдениям, многие родители не обладают элементарной правовой грамотностью, не знают, что можно и нужно обращаться за помощью (в том числе пособиями) в органы социальной защиты. Мы сотрудничаем с соцзащитой и органами опеки и попечительства, со школами, выявляем детей и семьи, которые нуждаются в помощи.
-Какие методы работы используются инспекторами ГДН?
-Методы самые разнообразные: беседы, контроль за происходящим в семье, постановка на учёт. Мы пытаемся дойти до каждого ребёнка или родителя, и скорректировать их ошибочное поведение.
-Понятно, что наказанию по статьям УК РФ подростки не подлежат. Какие же меры применяются к ним за серьёзные нарушения?
-Направление в областной Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей в г. Мончегорске, где с ними в течение 30 дней проводят серьёзную воспитательную работу.
-Каковы, на ваш взгляд, причины совершения детьми общественно-опасных деяний?
-В большинстве своём они не научены цивилизованно общаться, договариваться друг с другом. Поэтому свои конфликты подростки предпочитают решать силой. Такие дети нуждаются в особом внимании. Знают о них и в детской консультации, и в органах опеки и попечительства, и в Центре помощи семье и детям — все эти организации работают с нами в одной связке. Беда, однако, в том, что при всём их желании они не в силах заменить ребёнку заботливую мать.
-С какими трудностями вам приходится сталкиваться сегодня в работе?
-Сегодня добираться инспектору до отдалённых населённых пунктов приходится на случайном транспорте, – говорит Анна Александровна. – А ведь работы там прибавилось. В связи с переводом армии на контрактную основу военнослужащие приезжают с семьями, и вопросов возникает немало. Вот всего один пример: мама имеет белорусское гражданство. У её сына гражданства нет вообще — его привезли в Россию, когда ему не исполнилось 14 лет. Год мы пытаемся помочь семье преодолеть бюрократические препоны и получить паспорт на уже 15-летнего подростка.
-Еще одна наша головная боль, – продолжает тему Герасимов, – подростки, живущие в отдалённых воинских посёлках. Они требуют особого внимания, поскольку в большинстве предоставлены сами себе, а незанятость — яд для неокрепшей психики. Группировки, в которые они объединяются, опасны в первую очередь для них же. Ребята бродяжничают, крадут, дерутся между собой, могут избить любого. И это страшно, потому что подростковый возраст — самый опасный в жизни человека, именно в эти годы происходит закрепление убеждений, нравственных устоев.
Под тёплую крышу…
-Дети зачастую приходят к нам просто пообщаться, попить чаю, поиграть с мобильным телефоном, – говорит Григорьева. – Ведь в городе для подростков нет подходящих мест.
(Как это знакомо! Начиная с сентября, на лестничных клетках жилых домов по вечерам начинаются подростковые «тусовки». Возмущённые жильцы гонят ребят прочь, потому что шум, табачный дым мешает их отдыху. Но куда могут пойти ребята? Только в другой подъезд. Замкнутый круг не размыкается. – Прим. автора.)
-Очень не хватает у нас в районе специализированного детского заведения типа Центра социального обслуживания для молодёжи, – уточняет эту мысль О. Герасимов. – Чтобы там работали педагоги-психологи, были телефон доверия и анонимный приём, консультирование в сложных житейских ситуациях, курсы и программы реабилитации.
Дети пойдут туда, если в подобном Центре будут органично совмещаться развлекательно-досуговые и воспитательные мероприятия. Там подростков, особенно мальчиков из неполных семей, можно было бы учить необходимым мужским качествам: целеустремлённости, уважению к девочкам, трудолюбию и многому другому. Сегодня большинство ребят этими качествами не обладают, потому что ими не обладают родители. Ведь нельзя научить тому, чего не умеешь сам. По этой причине в подобном центре должны работать, конечно, педагоги-мужчины. Мы постоянно выходим в школы с лекциями и беседами, но никакая просветительская работа не заменит добрый индивидуальный контакт с ребёнком.
-Наличие молодёжного досугового центра сняло бы большую часть проблем, – уверены оба инспектора. – Представьте, как будет выглядеть населённые пункты района, когда подрастёт поколение 2008 года. Пока эти сотни ребятишек ходят в детские сады, Центр просто необходимо создать. Это будет то русло, куда вольётся подростковый поток.
Главная мечта
-Планы простые, – отвечает О. Герасимов. – Приближается первое сентября, новый учебный год, а с ним — работа в тесном взаимодействии со школой. Плюс решение всех вышеперечисленных проблем.
На вопрос ощущает ли служба ГДН поддержку вышестоящих органов, инспектора кивнули: конечно. Но подчеркнули, что имеются вопросы, которые требуют решения. Самый острый из них — кадровый. Так, в Никеле вместо двух человек уже полгода работает один, хотя ситуацию там не назовёшь благополучной — на учёте состоят 60 подростков.
-Впрочем, в настоящее время кандидаты на эту должность подобраны, – добавляет А. Григорьева, – и мы очень надеемся на скорое решение проблемы.
-А есть ли у сотрудников районной ГДН главная мечта?
-Главная — создание молодёжного досугового центра. Но хотелось бы, чтобы и другие мечты исполнились. Например, расширились штаты и, – тут инспектора улыбнулись, – объём документации уменьшился.