12 июля – день святых всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот день памяти «друзей Христовых» по церковной категории относится к великим праздникам. Истоки праздника – во временах апостольских, а на Русь он пришёл вместе с христианством, получив в народе название – Петров день. Что, впрочем, не помешало насытить его обрядовую сторону языческими мотивами (как было и с Ивановым днём, празднуемым чуть ранее).
Камо грядеши?
Один – рыбак и сын рыбака. Понятно, что у него не было образования, но был яркий природный дар – быть лидером. И он им стал. А по сошествии на апостолов Святого Духа преисполнился и недостающей ранее мудрости и стал проповедовать. Его звали Симон, а когда он ступил на стезю Призвания, то получил прозвание Кифы, или по-гречески – Пётр (камень).
Второй – родом из состоятельной семьи, получивший блестящее образование, он в одночасье из ярых гонителей христиан обратился в стойкого приверженца Христа. Его звали Савл, а после Призвания он получил имя Павел (с латинского – малый).
Такие разные люди, но с равным самоуничижением говорящие о себе:
Пётр: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». (Лк. 5;8)
Павел: «Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый». (1 послание к Тимофею, 1;15)
К Петру – «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют её». (Мтф. 16;18)
К Павлу – «Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его. Потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал». (Деяния, 22;14,15)
Пётр сначала свидетельствовал в Иудее, а позже оставил Иерусалимскую церковь на попечение Иакова и отправился в зарубежье. По римскому преданию он был первым епископом в Риме.
И были гонения и тюрьмы, и ширилась и укреплялась в умах людей Благая Весть. Подробнее об этом можно прочитать в книге Деяний и в Посланиях апостолов, что вошли в состав Нового Завета.
По преданию принято считать, что погибли они в один год (где-то 65-67 г. н.э., в правление Нерона) и даже в один день. Но доподлинно известно только, что Пётр был казнён (распят вниз головой) именно 12 июля, каковой день и определили как день их памяти. А Павел как гражданин Рима был усечён мечом.
Главы апостолов покоятся в Латеранском соборе. Тело Петра – в Ватиканском соборе, а тело Павла – в загородной церкви Ватиканского собора по Остийской дороге.
Такие разные люди, но под единым Божественным Промыслом они и на иконах предстоят пред нами вместе, и поминаются в один день. И эпитафией обоим могут послужить слова Павла, написанные им в одном из посланий: «Для меня жизнь – Христос, / а смерть – приобретение». (К Филиппийцам, 1;21)
ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ СИНИЕ НОЧИ!
«Пётр–Павел жару прибавил». Этой природной особенностью отмечается Петров день, а потому и праздновался он как праздник солнца. Вообще, все три праздника – Аграфены Купальницы, Ивана Купалы и Петров день – представляли некогда единое языческое празднество как знаменательные дни солнечного солнцеворота и отголосками отразились в народных обрядах этих христианских праздников (на что церковь всегда реагировала весьма отрицательно).
Начинались гуляния загодя, как и на Иванов день, с ночи, с костров по лугам и рощам, с приготовления каши и праздничного блюда – «петровской яичницы» (ведь это окончание Петрова поста – «Петрово говейно»), с купанием (как в купальскую ночь), с запуском с пригорка огненного колеса (символа солнца).
А утром шли «караулить солнце», чтобы стать свидетелями чудного явления – как поутру «солнце играет»: переливается разными цветами, то прячется, то показывается, то повернётся, то вниз уйдёт, то голубым блеснёт, то розовым. Так ли это – про то неведомо, говорят, тому есть свидетели, ну и есть поверье.
«ДЕЯТИ ЗДЕ БЕСОВСКИЯ ПОТЕХИ»
Так сказано об этом празднике в Стоглаве, а летописец записывал: «о празднике святых верховных апостолов Петра и Павла диавол сетию своею занимает».
Вообще, отметим, что в песнях, играх и плясках этого дня доминировала любовно–брачная тематика. Как, например, «игра в свадьбу», когда выбирали среди парней «жениха», «невесту» – из бойких баб средних лет, сажали «молодых» на два колеса, и начиналась «свадьба» – целое шуточное обрядовое действо от «сватовства» до «венчания».
После ночного гуляния и посиделок у костра с восходом солнца бабы стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и в одних рубахах бегали по деревне, преследуемые парнями. С шумом и криками бегала молодёжь по деревне; перегораживали улицы украденными у хозяев (тоже традиция!) бочками, ушатами, боронами, которые особенно старались утащить с тех дворов, где жили девушки (к примете – «чтоб свадеб больше было»); залезали в огороды, где таскали овощи (на Петров день снимался запрет на вкушение свежих плодов). Девушки ходили в лес «крестить кукушку», кумиться: «крестили» изображение кукушки из платков, целовались и клялись в дружбе (была и примета: до какого срока до или после Петрова дня соловей поёт и кукушка кукует, так на Рождественский пост и зима ляжет). Адам Олеарий в своём иноземном наблюдении отметил: «У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется старинное зрелище… ходить на приятные луга; там они качаются на круглых качелях (языческий символ солнцеворота – В.В.), поют особенные песни, сводятся за руки и водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами». У мужчин были свои «мужские братчины». Да ещё тёщи зятьёв приглашали на «петровское угощение» из продуктов, скопленных за время поста.
Говорили: «У мужика то и праздник, что Петров день», и праздновали лихо два – три дня («севодня Петры, завтре Павлы»).
ПРИМЕТЫ И ТРАДИЦИИ
Примечали: если дождь на Петров день, то это к хорошему урожаю хлебов. А с Петрова дня начинался покос трав (говорили: «всякий, кто дорос, спеши на покос»). Были и другие заметы: до Петрова дня – вспахать пар, до Ильина дня (2 августа) – заборонить, до Спаса третьего (29 августа) – засеять; Петров день – срок суда и взноса «Петровской дани», когда по зазывным грамотам ставились на суд, производились хозяйственные и торговые сделки; проводились называемые в народе «петровские поборы, что тянули попы», когда несли прихожане в церковь сбереженные постом масло, сметану, сыр; устраивались «петровские торги» – местные ярмарки по сёлам.
По традиции Петров день – праздник рыболовов. И устраивались моления Петру за рыбный лов, молебны с чином на освещение новых сетей, сборы «на мировую свечу Петру – рыболову» (ведь сказал некогда Христос: «Грядите ко мне и сотворю вы ловца человеком»). И в праздничной трапезе обязательно была рыба.
Петров день также и праздник пастухов. На него выплачивали пастухам деньги за прошедшую часть пастбищного сезона и одаривали их яйцами, маслом и другими продуктами.
Да много чего завещано нам в духовно-культурном наследии. Наша задача – помнить, хранить, гордиться и передать, не растеряв, потомкам.