Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
18.06.2008 Выпуск 2036 | Граница | О.Погорецкая
На границе все спокойно. Совместные учения пограничников России и Норвегии

(Окончание. Начало в «Печенге» от 14.06.2008г.)

Норвегия.

На второй день учений российских пограничников и журналистов принимала норвежская сторона. Два мощных пограничных катера доставили нас на противоположный берег реки Паз — мы пересекли государственную границу.

То, что это — другая страна, видно сразу: добротный столик рядом с оборудованным кострищем и дрова в упаковке, симпатичный домик на берегу (это дача командира гарнизона Сёр-Варангера), аккуратные дорожки и иноземная военная техника. Встречают нас приветливо и сразу определяют место, где нам будет удобнее наблюдать за ходом учений. Но до их начала ещё есть время, и мы решаем воспользоваться этим, чтобы поподробней узнать о службе норвежских пограничников.

Как рассказывают нам норвежские офицеры Кристофер Алвиниуссен и Ханс Тьенн, в Норвегии нет понятия пограничной зоны. На берегу реки Паз построены хутора, у жителей есть право свободного передвижения практически до самой границы (она проходит как раз посередине реки). О том, что это всё-таки граница, напоминают лишь жёлтые пограничные столбы и пограничные заставы.

Обычный день пограничников начинается в семь часов утра. В их задачи входит патрулирование границы и служба на наблюдательных пунктах, а также упорные физические тренировки. Солдаты живут в гарнизонах и на пограничных станциях.

В пограничных войсках Норвегии есть солдаты срочной службы. Срок её составляет один год, на который приходится ещё и восемь недельных отпусков. Находясь на полном государственном обеспечении, норвежский солдат-срочник получает зарплату в 6 тысяч крон (кстати, средняя заработная плата в Норвегии — примерно 25-30 тысяч крон). А вот сколько зарабатывают офицеры, ребята так и не сказали, ограничились небольшим уточнением: около средней. Ханс Тьенн, например, копит на обучение: по окончании службы он будет изучать юриспруденцию в Бергене. К тому же, он прилично знает русский язык, так как семь лет прожил в Москве, с родителями-журналистами. Кстати, именно знание русского языка определило место его службы.

Однако вскоре разговоры приходится закончить: дан сигнал о начале собственно учений. Журналисты уже раскинули на мысу своеобразный пресс-центр с камерами и фотоаппаратами и внимательно следят, как теперь уже с российской стороны в Норвегию идёт небольшая моторная лодка.

Она причаливает к берегу в небольшом заливчике, и вскоре «нарушитель» уже невидим среди деревьев. Буквально через несколько минут (после оповещения с наблюдательных пунктов о пересечении государственной границы) недалеко от брошенной моторки причаливают пограничные норвежские катера. На одном из них — тревожная группа и кинолог с собакой. Правда, они, высадившись на берег, ещё с минуту оценивают обстановку и лишь потом углубляются в лес по следам «нарушителя». Спустя ещё минуту в ту же сторону направляется и вооружённый патруль.

Видимо, из-за столь осторожно-продуманных действий норвежских пограничников преследуемый успевает уйти на достаточно большое от границы расстояние. По крайней мере, к месту его «поимки» нас, журналистов, доставляют на микроавтобусе. Едем, высаживаемся на просёлочной дороге, ждём…

И вот, наконец, показывается «нарушитель». Несмотря на все предпринятые меры предосторожности, путь ему преграждает засада: в густых зарослях на обочине дороги притаились норвежские пограничники. Окрик «стой» по-русски, и наперерез «нарушителю» кидается несколько солдат и пограничный пёс. Попытка уйти обратно пресекается на корню: собака в несколько прыжков догоняет беглеца, заблаговременно, правда, одетого в специальный дрессировочный костюм, сбивает его с ног и успевает несколько раз трепануть. Схваченный за ошейник подбежавшим хозяином, пёс яростно лает, а «нарушителя» с уже скованными наручниками руками усаживают в подъехавший военный джип. Эта часть учений окончена.

А затем на дороге собираются все участники учений: пограничные комиссары, наблюдатели и журналисты. Сюда же возвращают и «нарушителя», роль которого блестяще и бесстрашно сыграл военнослужащий Никельской пограничной службы. Лейф Арне Льёхель, пограничный комиссар Норвегии, сердечно благодарит его и вручает памятный подарок и оригинальную грамоту, как «почётному нарушителю границы» — оказывается Илья (так зовут нашего пограничника) уже несколько раз во время подобных учений «пытался» нелегально пересечь государственную границу. Но ещё более забавным становится заключительный эпизод — Илья фотографируется на память вместе с задержавшей его собакой, которая сначала тщательно его обнюхивает.

По окончании «фото-сессии» все выдвигаются на стрельбище. Здесь уже развёрнута выставка норвежского пограничного вооружения, оборудования и снаряжения, а также норвежская «полевая кухня» — два больших мангала с барбекю. Но сначала — стрельбы, и здесь соревнования проводятся уже среди российских пограничников.

Россиянам предлагают норвежскую винтовку Д-3. Её калибр побольше, чем у нашего оружия, поэтому всем выдаются специальные беруши для смягчения шума от выстрелов. Но наши ребята отмахиваются — без них привычней.

Надо сказать, что, несмотря на довольно демократичное поведение норвежских военных: командиры и подчинённые общаются на равных, не вытягиваясь при встрече в струнку перед старшими по званию и отдавая честь; командует происходящим тот, кто несёт ответственность за данный участок, а старшие офицеры спокойно стоят в сторонке (мы заметили ещё несколько подобных моментов), норвежцы чрезмерно пристальное внимание уделяют правилам техники безопасности, как нам показалось, иногда излишне перестраховываясь. Так было и на стрельбах: прежде чем было получено разрешение начать стрельбу, наблюдателям и журналистам были определены места подальше от позиций (и офицеры внимательно проследили за выполнением указаний), был проведён инструктаж как для стреляющих, так и для смотрящих. И лишь после этого дали команду «огонь». Чем наши пограничники не преминули воспользоваться, измолачивая в лохмотья норвежские мишени.

Видимо, азарт подчинённых передался и командиру: во втором заходе принять участие в стрельбах решил и начальник Никельской пограничной службы Владимир Бобров. Он, кстати, показал один из лучших результатов в этот день, на что его норвежский коллега пошутил: «Полковник так хорошо стреляет, что мы готовы хоть сейчас пригласить его к нам на службу». Однако по итогам соревнований победителем был признан майор Сергей Костюченко.

-Оружие, конечно, другое, — отметили наши пограничники. — Наше намного сподручнее. Но если бы мы потренировались, результаты могли бы быть ещё лучше.

А вот снаряжение норвежских военных всех впечатлило. И, надо сказать, было чем: обувь и одежда рассчитана на длительное пребывание вне помещений даже при минус 35 градусах. Как нам показалось, оно более рациональное и комфортное, чем в российской армии.

Также в программу вошли показательные выступления кинологов со своими питомцами, а также катание на квадроциклах. А желающим подкрепиться было предложено оценить искусство норвежских солдат-поваров.

Уже провожая российскую делегацию, норвежский комиссар выразил глубокое удовлетворение прошедшими учениями. Он также вручил призы победителям прошедших соревнований, а также памятные подарки нашим пограничникам. Тем же путём, на катерах, мы вернулись на родной берег. Учения окончены, но продолжение обязательно будет. В следующем году.

А пограничники обеих стран-соседок приступили к несению своей обычной службы. Впрочем, она и не прекращалась ни на минуту, даже во время столь масштабных учений. А иначе на границе и быть не может.

 

О. Погорецкая



КОММЕНТАРИИ (1)
22.10.2008 00:46 Виктор Ногинск
Уважаемая редакция! Давно разыскиваю Костюченко Людмилу Герасимовну, жительницу Вашего города, бывшую любовь по детству.По моему, майор Сергей Костюченко-ее сын.Не могли бы Вы дать мне какие то координаты Сергея, или дать ему мой мобильный телефон-8-916-315-38-80, звонить в рабочее время.Заранее благодарен, Виктор Алексеевич.
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru