Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
14.06.2008 Выпуск 2035 | Россия | В.Волин
Православный календарь: Праздник веры, надежды, любви
Ещё в этом празднике, образно говоря, – устремление от настоящего к будущему, от царства благодати – выше и дальше – к царству славы! Это – День Святой Троицы (Пятидесятница), двунадесятый переходящий праздник, отмечаемый в этом году завтра, 15 июня. Установлен он, как и празднество Вознесения, ещё с апостольских времён. И в событии этого дня – завершение домостроительства Спасения человечества.

БЫЛ ПРАЗДНИК ШАВУОТ

В 3791 году (от сотворения мира, по еврейскому календарю) великий праздник Шавуот выпадал на 6 сивана. Шавуот («седмицы» – название, обусловленное тем, что от второго дня иудейской Пасхи до празднества проходило семь недель) был одним из трёх значительных годовых праздников. Тогда со всех сторон и стран совершались в Вечный город массовые паломничества иудеев и прозелитов (новообращённых), велись торжественные богослужения на фоне обширных гуляний.

Ещё одно название того «седмичного» праздника – День первых плодов. К этому дню оканчивалась первая жатва. И согласно Закону шли люди в этот день в храмы для молитвы и жертвоприношения. Но в тот год и день ученики Иисуса, не посмев явиться в Иерусалимский храм из опасения преследований, собрались вместе в доме на Сионской горе. Помимо того, что собрал их вместе традиционный праздник, помнили они, что сегодня – тот десятый день, о котором говорил Учитель перед вознесением, день, когда по обету ниспослан им будет Некто Утешитель (они ещё не именовали Его определённым словом, как не ведали и силы Святого Духа). И вот тут!..

Впрочем, что произошло далее, каждый может прочитать в книге Деяний, а подробное толкование события найти в многочисленных святоотеческих книгах. Так что мы здесь, соблюдая интригу, обойдём произошедшее молчанием.

Отметим лишь, что, исполнившись Святого Духа, апостолы, ставшие епископами, получили власть предавать «благодатное пламя» другим людям через возложение рук (рукоположение). С тех пор и до нынешних времён так рукополагаются все последующие епископы, священники, диаконы.

УПОКОЙ, ГОСПОДИ…

Сегодня суббота, канун Троицы, день, когда повсеместно, от церковного алтаря до кладбищенского погоста совершается поминовение умерших предков. Потому и получила она название родительской.

Надо отметить, что субботы вообще посвящены поминовению усопших. Это очень древний обычай, установленный Ветхим Заветом о субботнем покое. И также в субботу тело Спасителя ещё покоилось в гробу – пещере. «Сия есть благословенная суббота, сей есть благословенный день», – звучат в Великую субботу в канун христианской Пасхи слова стихиры (от греческого «стихотворение» – пояснение к воспоминанию празднуемого события). Суббота – это по пророчеству и канун Дня Страшного суда, когда надлежит предстать человечеству пред Богом с отчётом за все свои дела и помыслы.

В Троицкую родительскую субботу поминаем мы, живущие, всех благочестиво умерших. В храмах в этот день подают записки на поминовение за Божественной литургией – особой церковной молитвой, – которые передаются в алтарь, где прочитываются (поминаются) священнослужителем. Считается (и веруют в то), что таким образом подаётся душам умерших особая благодать. Ведь как ни живи человек, какую бы благочестивую и богобоязненную жизнь ни веди, а всё же умирает не без греха. К тому же, после смерти сам загладить свои грехи он уже не может. Вот и молятся живые за умерших, помогая им в искуплении.

Принято в этот день ходить на могилы родителей и сродников. «Придёшь, помолишься здесь – как будто повидаешься с ними; на душе сделается легче, спокойнее», – отмечал протопресвитер А.Желобовский. И заключал: «Великое дело – молитва: она преклоняет Господа на милость, сближает нас с людьми, с которыми мы разлучены, прогоняет уныние и тоску, вселяя в сердце утешение и надежду».

И вот идут сегодня люди на кладбище, правят и обустраивают родные места упокоения, поминают ушедших. Не будем ханжами и отметим, что, следуя уже чисто народной традиции, наряду с молитвенным правилом нередко выпивается у могильного холма и чарка «на помин души». Здесь важно только соблюсти меру, не впасть в безудержное возлияние, чтобы не превратился торжественный помин в «праздник на гробах».

И вот уже на месте печали приходит к каждому (всяк – по своему) ощущение, что и нет горя, нет скорби и уныния, а есть блаженный покой и умиротворённость…

ПОД ШЁПОТ БЕРЁЗ

У славян этот праздник был связан с культом прославления расцветающей природы – проводы весны и встреча лета. И символом такого расцвета издревле была молодая берёза. Да и в ветхозаветной церкви накануне праздника Шавуот дома и синагоги украшались ветками деревьев (не берёз, но присущих тому климатическому поясу), которые символизировали «дерево жизни», тору. (Так, кстати, была украшена и горница в тот знаменательный день 13 (26) мая 30 г. н.э. – по византийскому календарю, – где собрались апостолы в доме на Сионской горе.) Отсюда совокупные корни нашей отечественной традиции – украшать в день Святой Троицы дома и храмы молодыми деревцами, ветками берёзы, букетами первых полевых цветов.

После обедни ветки и цветы приносили из церкви домой, сушили и хранили в переднем углу за иконами, чтобы с началом жатвы положить эти растения в житницу, подмешать к свежему сены (на здравие домашней скотины). Ещё был обычай вить из этих веток венки и класть их в горки, где высаживалась капустная рассада (к плодородию).

Основным обрядовым действом дня был выход в поле, с иконами, нередко с водосвятным молебном (ведь, если иудеи в праздник Шавуот отмечали первую жатву, то у нас на Троицу только завершались первые полевые работы, а урожай ещё был впереди, о благополучии которого и молились). На полянах, в рощицах устраивались праздничные гуляния, с ряжеными, с песнями, с обрядовыми хороводами – «летние святки». И особо отражались в этом фольклоре две темы – любовная (что понятно) и имитативная (как отклик на трудовую деятельность, крестьянский труд). Так, было две самых распространённых песни этого дня: «Ты удайся, удайся, мой лён» (и при пении имитировали, как его сеяли, пололи, дёргали, трепали, жали, пряли) и «Мы просо сеяли» (с имитацией сева, сбора, молотьбы и засыпки в погреб). По поверью песни эти обладали даже некой магической силой! А с учётом особого действия в день Святой Троицы этих магических сил был обычай коллективного сбора лекарственных трав.

Для девушек Троица издревле была особым праздником. К этому дню шили лучшие наряды. Традиционным украшением был венок, а на севере – головной убор, шитый золотыми нитями и металлическими пластинами. Нередко в доме одного из сельчан устраивали вскладчину «девичник». Главными блюдами на столе были яйца, яичница и троицкий каравай, который потом относили в рощу, клали на скатерть и водили вокруг него хороводы. После чего его делили на части и засушивали, чтобы позже подмешивать сухие крошки в свадебный каравай (на счастье и любовь). Но сегодня то, о чём мы вспомнили – лишь преданье старины глубокой…

Впрочем, осталось главное, что и почитаемо – сам праздник, день Святой Троицы (Пятидесятница).

В.Волин

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru