Православный календарь
Последние дни перед Пасхой – от вербного воскресенья – называются страстной седмицей. Правда, не совсем седмица, т.к. это – четыре дня до иудейской Пасхи, шесть – до христианской. Сегодня они – некое отражение Вечной Мистерии событий почти двухтысячелетней давности, и мы принимаем их по ходу церковной службы и традициям. Отсюда и краткое подневное изложение мы условно обозначим двумя позициями –
ИСТОРИЯ и ЦЕРКОВЬ. Итак,
Великий понедельник
ИСТОРИЯ: 11 нисана 3793 год по иудейскому календарю (3 апреля 32 года – по юлианскому счислению).
Иисус с 12 учениками пришёл в Иерусалим.
В Иерусалиме по приходу в храм, Он увидел всё то же бесчестие, что видел и ранее, и что было тогда обыкновением, увы, храмовой жизни.. И с гневными словами – «Дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников!» – стал изгонять продавцов, покупателей и меновщиков, опрокидывая их торговые скамьи.
Дважды – в начале и в конце Своего общественного служения – Он совершил такое действие. Первым изгнанием Он показал свои права, принадлежащие Ему как Мессии, и тем призывал людей к новой жизни. Вторым – торжественно подтверждал эти права и звал людей бороться с духом алчности, что губит их.
…Это припомнят Ему на суде у Пилата…
При закате солнца Он удалился с учениками в Вифанию.
ЦЕРКОВЬ: (18 апреля 2011 года – здесь и далее – по григорианскому календарю.)
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, за которой угадывается ожесточение иудеев, избивавших своих пророков, а с приходом Сына Божьего – распявших Его Самого; здесь и осуждение Христом тех, кто дерзко нарушает заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжает распинать Сына Божьего.
В Евангельском чтении на литургии Церковь опять напоминает о судьбе богоотступного народа иудейского и о конце мира.
Великий вторник
ИСТОРИЯ: 12 нисана (4 апреля).
В седьмом часу утра Иисус с учениками вернулся в Город. На склоне Елеонской горы перед Иерусалимом Он продолжает наставлять своих учеников, желая донести до них как можно более совершенную мысль – «Имейте веру Божию! И всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам». И ещё: «Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».
Утром в храме Иисус ходил по притворам, уча и благовествуя. О чём – весьма подробно это изложено евангелистом Матфеем. Читайте!
Это был последний день, когда Он был в храме. Вечером Он покинул храм, вышел из города через Сузские ворота и вновь отправился в Вифанию. И вновь на склоне Елеонской горы долго стоял в тот вечер Учитель и тихим голосом предсказывал ученикам близкое разрушение города, храма (это случится в 70-м году) и конец века (что ещё грядёт)…
ЦЕРКОВЬ: (19 апреля).
В содержательной части службы вторника Церковь с особой настойчивостью призывает нас к духовному бодрствованию и религиозно-нравственному совершенствованию.
Великая среда
ИСТОРИЯ: 13 нисана (5 апреля).
С этого дня каждый глава семейства имел обязанность обходить со светильником в руках своё жилище, чтобы устранить всякое квашеное кушанье и квашеный хлеб. Всё это воспрещалось в эти дни, а потому сжигалось на открытом воздухе в особом сосуде. В пищу принимался, в частности, только пресный хлеб. Отсюда ещё одно название иудейской Пасхи – «праздник опресноков».
В тот год и день среды Иисус провёл в уединении, скрываясь от своих врагов. Лишь несколько слов известно нам из Его последних бесед с учениками, которых Он исподволь подготавливал к мысли о Своей близкой смерти: «Через два дня будет Пасха; и Сын Человеческий предан будет на распятие». Он говорил, но Его так и не услышали тогда…
Между тем, приговор синедриона – «Смерть!» – уже утверждён, а Иуда готов на предательство. Иуда побывал в Иерусалиме, и на вопрос – «Что вы мне дадите, если я предам Его в ваши руки?» – ему пообещали 30 сребреников, обыкновенную цену невольника…
(Нет, определённо не в деньгах было дело!..)
ЦЕРКОВЬ: (20 апреля).
В стихирах и тропарях церковной службы среды прославляются жёны (как символ преданности, всепрощения и любви) и порицается, проклинается сребролюбие и предательство (на примере Иуды).
Известно, что по крайней мере с XVII века было традицией совершать на «отпусте часов» «чин прощения». Он совершался так же, как и в прощёное воскресенье Масленицы (воскресенье перед Великим постом). Этот обряд соблюдался до 1917 года. Сегодня с восстановлением Церкви в России и возвратом многих традиций эта традиция ещё не вернулась. Может оттого, что не проявилось ещё в должной мере покаяние…
(Продолжение следует)
Подготовил В.Волин