Разговор сегодня – не о героях-спасателях службы МЧС. Но эти люди тоже откликаются на призыв о помощи – SOS!, откликаются повседневной работой – помощью на дому, по хозяйству тем, кто в этом нуждается. Есть этому общее название – милосердие. Но они не употребляют столь высокопарных слов: работа как работа – это как жизнь: сходить туда, сделать то, поговорить по душам…
Невольно приходят на ум слова служителя магистрата из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Я не скажу, что совершаю подвиг, приходя ежедневно на работу, но что-то героическое в этом есть». Впрочем, социальные работники (а сегодня – о них) так о своём служении (назвать это просто работой – как-то куце получается) тоже не говорят. Для них это – как дышать. А тема и обращение к этой стороне нашей жизни, нашли себя сами…
* * *
«Доченька, подскажи, где находится такая служба, что помогает людям на дому». Эти слова я услышал в зале приёма УСЗН (что на ул. Сидоровича). Далее пошли объяснения-сетования, как извинение за то, что, вот, мол, отвлекаю людей занятых по столь пустяковому и, возможно, «не по адресу» вопросу (да и день был не приёмный). Обернувшись на знакомый голос, я узнал в ходатаице прихожанку нашей церкви, человека пожилого, да обременённого, похоже, житейскими заботами, справиться с которыми в одиночку сил уже не хватает, о чём она и стала рассказывать служащей.
* * *
«Двоим лучше, нежели одному, Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его». (Экклесиаст 4;9,10)
* * *
Как ни странно, но в этом отделе Печенгского УСЗН, пусть и не прямо, но тоже находящемся в общей «теме», точного адреса дать сразу не смогли. Но после справочных звонков, выяснений ответ был получен. И тут подумалось, что, ведь, вопрос-то, как говорится, больной и насущный, в прямом и в переносном смысле…
* * *
«Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…» (п.1 ст.39 Конституции РФ).
* * *
Контактный телефон известен – 40343. Известен адрес – Гвардейский пр-кт, 2 (вход со двора, 3-й подъезд, 5-й этаж). Поднимаемся… Прямо – направо… И упираемся в железную дверь с табличкой «убийственной» аббревиатуры – ГОУСОССЗН. Ниже – более понятное прочтение, чем «буквенная гусеница» – «Печенгский центр социальной помощи семьям и детям». Нам – сюда. И отметим, что сам Центр находится по другому адресу – ул. Октябрьская, 15 «а» (бывший 13-й детсад), а здесь – юрист, бухгалтерия и собственно та служба (отделение Центра), что мы ищем.
* * *
«Деятельность в сфере социального обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
соблюдения прав личности и предоставления гарантий в сфере социального обслуживания;
обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для гпв и приоритета мер по социальной адаптации гпв и инвалидов» (ст.3 Федерального закона №122-ФЗ от 02.0895 «О социальном облуживании гпв и инвалидов»).
Этот посыл вдохновляет, равно как и следующие за ним (из него) установления, изложенные в Положении «О порядке предоставления социального обслуживания на дому», что закреплено Постановлением правительства Мурманской области №299-ПП/11 от 22.06.2007 г.:
«Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленное на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов» (п.1.2).
* * *
По «больным» вопросам – «как быть?», когда, казалось бы, уже наступил «край жизни», и – «что делать?», чтобы преодолеть эту «пропасть отчуждения», мы беседуем со специалистом по социальной работе Отделения надомной помощи Марией Ивановной Шурыгиной.
И вот тут сиреневый туман филантропии, напущенный конституционным посылом «всё – для всех нуждающихся!» рассеивается под холодными струями действительности. И это – не «самодеятельность на местах» (как, может, и хотелось бы: вот «поправим» местных чиновников–перестраховщиков, и «всё будет в шоколаде»…). Нет, уже названное правительственное Постановление в п.2 его Положения (порядок и условия зачисления…), в частности, в п. 2.4 чётко прописывает право внеочередного приёма на социальное обслуживание на дому – от ветеранов ВОВ и иных боевых действий до ветеранов труда. Не будем здесь сейчас грузиться всем списком «льготников» и пояснениями к нему. При желании и обращении каждый может узнать «своё место». Но… какой-то безысходностью повеяло от слова «внеочерёдность», подразумевающее, стало быть, за собой и наличие… очереди (как? и здесь – очередь?! в какие это райские кущи?).
Действительно, п. 2.10 Положения гласит: «При отсутствии возможности приёма на надомное обслуживание граждане пожилого возраста, инвалиды ставятся на очередь».
Кстати, есть и противопоказания к принятию на учёт. Такие как хронический алкоголизм, наркомания, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулёза, тяжёлые психические расстройства, венерические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения (п.2.6).
Но для начала – успокоимся и начнём практические «шаги от печки» (за чем мы, «без вредных привычек», но обессиленные сдерживанием противовеса из прожитых лет и заевшего быта, сюда сегодня и пришли).
* * *
Через государственные структуры (типа Пенсионного фонда) и общественные организации (типа Красного Креста) собираются сведения о «людях нужды». Этот банк данных – основа последующей работы по оказанию конкретной, адресной помощи, в которой принимают участие люди самых разных профессий – от социологов, психологов до практиков. Работа по выявлению и установлению контакта, отметим, весьма деликатная. Ведь не каждый человек готов вот так сразу придти и открыто попросить о помощи.
Делаем поправку. Подобное разрешение критической жизненной ситуации возможно только в государствах с высоким уровнем развития социальной инфраструктуры, типа стран Бенилюкса, Дании, Швеции, Норвегии. И делается это там не потому, что «всего много», а для придания относительного благополучия в определённом слое общества как одной из гарантий общей социальной стабильности.
Россия пока такой «правильной» страной не является. У нас, как всегда, «своя, особенная стать» и «свой путь спасения». Это, увы, данность.
Поэтому, первое. Необходимо самим: придти лично по указанному адресу или – по телефону или – посредством знакомых, доверенных лиц, но каким-то образом обозначить себя и свои проблемы. Если у вас коммуникационные затруднения, специалист по соцработе по сделанному вами вызову (опять же можно через кого-то) придёт к вам домой, поможет подготовить необходимые документы. Может смутить обилие запрашиваемых документов, да и вся эта подготовительная процедура может показаться сложной и обременительной, но работники социальной службы, меня в том уверили, помогут. А здесь ещё раз подчеркну – инициатива исходит от нуждающегося.
Итак, по Иисусову наставлению «стучитесь, и отворят вам» делаем «первый шаг». При этом узнаём перечень социальных услуг, которых в стандартном наборе аж восемнадцать – от покупки и доставки продуктов питания, лекарств, содействия в уборке квартиры до получения юридической помощи, познакомимся с нормами и правилами их предоставления и правилами поведения самих граждан при их обслуживании на дому (как говорится, будем взаимно вежливыми).
* * *
Сегодня в районе соцработников такого профиля – девять в Никеле и десять в Заполярном, которые обслуживают 160 человек. В журнале Учёта «стоят» в очереди сейчас 4 человека в Никеле и 5 в Заполярном. Но это, отметим, не такая «мёртвая очередь», как, скажем, на получение жилья. Здесь подвижки мобильны. Кстати, при постановке на учёт вас сразу ознакомят и с условиями снятия с обслуживания – п.3.7 Положения. Жизнь переменчива. Кто-то уезжает на лето, ложится на длительное лечение в больницу, приезжают родственники и, вроде бы, постоянное попечение от государства уже и не требуется, да мало ли обстоятельств…
Как мне сказали, ожидание помощи длится обыкновенно от недели до двух месяцев. Но, конечно, экстренные случаи не в счёт.
Рабочий режим соцработника – понедельник, вторник, четверг и пятница, с 9 до 17-15. Но и здесь тоже (понятно: жизнь!..) всё – индивидуально и по договорённости сторон. Среда – так называемый «санитарный день», на который планируются такие работы, как уборка квартир, оформление медицинских документов (рецептов, справок и т.п.), приобретение лекарств и т.д.
Днём нашего знакомства была среда. Помимо здесь написанного, мы поговорили ещё о разном. Кстати, удалось расшифровать сложносочинённую аббревиатуру, о которую спотыкаешься у входной двери. Оказалось, что ГОУСОССЗН – это «Государственное областное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения». Во как! Это вам не просто «Добро пожаловать!». Впрочем, это так, к слову…
Говорили о многом, но… осторожно… я, принимая правила, сдерживал какие-то вопросы, а на заданные иногда получал весьма сдержанные ответы…
* * *
«Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну» (ст.11 Федерального закона №122-ФЗ от 02.08.95 г.).
* * *
А с директором Центра Еленой Викторовной Кубановой и с заведующей Отделением Любовью Владимировной Торицыной мы больше говорили о планах и желаниях, которые пока остаются лишь проектами и мечтаниями (впрочем, плох солдат, что не мечтает стать генералом и не измысливает наполеоновских планов)…
Но к этим разговорам и проблемам комплексным мы вернёмся, если, конечно, будет желание у наших читателей узнать об этом, что мы поймём по отзывам на открывшуюся ныне тему. И пусть это пока только разговоры, но, ведь, «сначала было Слово»…
Вот, кстати, «160». Эта цифра полностью покрывает потребность в социальном обеспечении надомным обслуживанием нуждающихся? – Да нет, конечно! Думается, реальная потребность выше в разы! Но вот старт-посыл – недостаток средств, а отсюда – маленький штат соцработников, изначально «прокрустов» подход к самому разрешению вопроса, о чём уже было сказано, и другие лавинообразно растущие вслед проблемы. А как хочется!..
Есть какое-то знамение в том, что «тема пришла» в дни Великого поста, дни внутреннего самосовершенствования и духовного очищения.
«Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – заповедал нам Спаситель. И мы, ведь, можем так жить, да только не получается пока…
Так на фотографии реальность усекается рамками, оставляя многое, а зачастую и главное за кадром. А значит, нам есть о чём ещё поговорить и
что напомнить себе и всем.
К примеру, в Конституции РФ записано: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ст.39 п.3).
Но это уже будет несколько иной разговор и в другой раз…
В. Волин
P.S. Встреченная в собесе прихожанка стала на учёт по надомному социальному обслуживанию. И, как говорится, пока верстался номер, с 25 марта приказом директора Центра к ней был «прикреплён» социальный работник. Значит, в этом слово и дело не расходятся…