Летом 2007 года членами отряда «Петсамо» обнаружены места падений пяти боевых самолетов и останки 14-ти солдат, девять из которых красноармейцы и пять – военнослужащие вермахта. В предстоящем сезоне поисковикам предстоит детально разбираться со всеми находками.
На Юрия Бидненко, одного из руководителей отряда, снова ляжет двойная нагрузка. У него самая ответственная часть поисковой работы – через архивы и общественные организации он ищет родных и близких погибших. Конечно, немалую помощь в этом ему оказывают городские власти и лично глава администрации А. Пищулин.
Поисковая работа похожа на айсберг. На первый взгляд она видится как «прогулки» по тундре, обнаружение вещественных следов войны, их фотографии и победные рапорты. И мало кто знает, что самая сложная и кропотливая часть работы только начинается. Рассказ о пятилетнем (!) поиске семьи краснофлотца Филоненко - пример «подводной части айсберга».
Летом 2003 года поисковики Альберт Ничипорук, Алексей и Юрий Бидненко нашли в тундре обломки пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Судя по всему, экипаж погиб вместе с самолетом. Удалось установить имена членов экипажа: Георгий Ивлев, Томас Серебряков, Анатолий Филоненко. Как и в каждом поиске, главной целью «петсамовцев» стало найти родственников погибших, сообщить о том, где захоронены их близкие люди, герои и жертвы войны.
Уже упокоились в городской братской могиле останки экипажа самолета, а Центральный архив Минобороны России и Военно-Морской архив в очередной раз ответили, что сведениями о семьях погибших не располагают. Однако из других источников стала известна «география» довоенного проживания сержанта Филоненко и старшины Серебрякова.
С новой надеждой были отосланы письма в Ростовскую область (по Филоненко) и в Краснодарский край, откуда призывался на фронт Серебряков. Более чем по тридцати адресам отправились совместные обращения городской администрации и руководителей поискового отряда. В Ростовской области их получили областной и районные военкоматы, представители казачества, органы соцзащиты, межрегиональный поисковый центр «Южный рубеж – Память. Поиск», советы ветеранов.
В начале мая 2006 года по Ростовскому телевидению прошла передача, в которой было показано братское захоронение в г. Заполярный и прозвучала просьба северян помочь в поиске родных Анатолия Филоненко. По словам Юрия Бидненко, это вызвало широкий отклик как официальных органов, так и населения. Дальнейшие поиски стали расходиться, как круги по воде. Родственников Филоненко внесли в базу поиска областного краеведческого музея. Благодаря сообщению «петсамовцев» имя Анатолия Филоненко занесено в «Книгу Памяти павших в Великую Отечественную войну» города Ростова–на Дону.
Немалую работу проделали ростовские поисковики, отыскав и сообщив Бидненко 26 адресов жителей области с фамилией Филоненко. Но, к сожалению, это оказались просто однофамильцы.
В общем, поиск был долгим и трудным. Ничего не дал сохранившийся в архивах довоенный адрес Филоненко: дом давно снесен. Ушло письмо в станицу Павловскую, где жила жена воздушного стрелка, и тоже – никаких следов.
И только через 4 года упорной переписки улыбнулась удача: Подольский архив сообщил, что Анатолий Филоненко призывался из г. Таганрог. По новым адресам пошли новые письма и, наконец, был найден сын Анатолия, Эдуард Анатольевич Филоненко, 1939 года рождения.
На отосланное ему подробное сообщение о судьбе отца и месте его захоронения ответа пришлось ждать почти 2 месяца. Может, трудно было пожилому человеку поверить в итог поисков?
«Уважаемый Юрий Павлович! С огромной благодарностью к вам за проделанную титаническую работу. Получил от вас письмо о моём родном отце…
Когда отец погиб, мне было три года, а сейчас уже 69 лет… Писем с фронта не сохранилось, и нет уже никого из родных, кто мог бы рассказать об отце подробно. И хотя воспитал меня отчим, мою фамилию не поменяли – мама была уверена, что отец найдется. В 1991 году отчима и мамы не стало. Но предчувствия её сбылись!».
В конверте с письмом оказалась старая фотография с надписью «Жене и сыну». На ней два друга, два курсанта Военно-морского авиаучилища им Леваневского: Анатолий Филоненко и Владимир Лесников.
Из Заполярного отправилось в Таганрог письмо с фотографией памятника погибшим, где рядом с другими выбито имя Анатолия Филоненко. Описали поисковики строгий и торжественный ритуал, который в День Победы проводится у братского захоронения. Пусть знают сын и внук, где в чести и славе лежит их дед, всегда 27-летний Анатолий Филоненко.
P.S. Этот поиск можно считать завершённым. Но такая же работа продолжается в отношении Т.Серебрякова и будет вестись по каждому из погибших. В отрядном архиве - папки аккуратно подшитых и пронумерованных писем. Своё отношение к ответственной и кропотливой нагрузке, по сути воскрешающей из небытия рядовых героев войны, Юрий Бидненко выразил просто: