Православный календарь
6 марта. Последнее воскресенье Масленицы, во время которого было принято в крестьянской общине (да и не только, а повсеместно – в городских мещанских и аристократических домах тоже) совершать обряд взаимного прощения грехов и обид, имевший религиозно-очистительный смысл и связанный с поминовением усопших. Звучит, конечно, в таком написании несколько формализовано и сухо, но всё же…
Сначала, «под занавес», напомним себе ещё раз, что изначально Масленицу как языческий персонаж наши пращуры представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую сжигали после завершения праздничного ритуала. Впрочем, эта традиция сохранилась и поныне.
В славянской мифологии эта фигура олицетворяла уходящую зиму, поскольку сам праздник отмечался в то время, когда прекращались основные зимние холода.
После принятия христианства образ Масленицы претерпел некоторые изменения. Его стали воспринимать как олицетворение последнего разгула нечистой силы перед Великим постом.
Прощаясь с Масленицей, люди как бы отрешались от всего мирского, от праздничной жизни резко переходили к воздержанию, которое должно было продолжаться семь недель, до самой Пасхи (нынче это – 24 апреля).
Сведения о прощёном воскресенье известны по историческим сведениям с конца XVII века. Но прежде несколько слов о том, что было накануне.
Масленичная суббота – золовкины посиделки – считалась праздником молодых женщин. Обычно в этот день молодая невестка принимала своих подруг и сестёр мужа. Угощения сопровождались взаимным обменом подарками. И с этого дня она становилась полноправным членом женского коллектива.
Кроме того, следует отметить, это была Родительская суббота, когда люди (преимущественно женщины) посещали могилы родственников и заказывали панихиды. Но вот – день воскресный.
Основным эпизодом последнего дня Масленицы были «проводы». Специально к этому дню готовили чучело из соломы и тряпок. Его наряжали в женскую одежду. А по завершении ритуала сжигали. Иногда чучело топили в речной проруби. Во время «проводов» костры зажигали и на разных возвышенных местах. А завершалось всё повсеместным пиром. Интересно отметить, что после ухода гостей со стола не убирали, поскольку считалось, что вслед за живыми в гости приходят навии (души умерших).
А теперь – собственно об обряде прощения.
Это основное действо прощальника происходило с наступлением первых сумерек, после ритуальных проводов Масленицы, когда уже догорали праздничные костры, и завершалось всеобщее веселье. Суть проста – повиниться друг перед другом, перед знакомыми и даже незнакомыми, случайно встреченными на улице и пришлыми людьми и испросить прощения за все нанесённые в прошедшем году обиды.
Начиналось всё при первых звуках «печального благовеста» – церковного колокола, созывающего к вечерней службе. Обряд исполнялся по-разному, но существо его едино. Звучали слова «Простите меня, в чём я нагрубил вам в этом году», и раздавалось в ответ – «Бог вас простит, и мы тут же»…
После исполнения необходимых «прощальных» действ садились обыкновенно за последний перед Великим постом сытный ужин – заговины.
Как уже отмечалось, обряд прощения был повсеместным. Сохранились сведения о том, как он проводился и в царской среде. Там «прощаться» начинали, как правило, с середины масленичной недели. Государь объезжал, поминая родителей, близлежащие монастыри. Он «прощался» со всей монастырской братией и одаривал находившихся там паломников, нищих и прочих.
В субботу в покои к государю, по установленному порядку, для исполнения обряда приходили патриарх со всем духовенством, бояре и прочие служилые люди. А вечером, «простив всех», уже сам царь направлялся к патриарху испросить «прощения» для себя, своей семьи и народа. Эта церемония также заканчивалась торжественным обедом, заключительным моментом в котором являлась «прощальная чаша» вина.
В заключении напомним себе ещё раз, что чин прощения это не просто слова «простите, я больше так не буду». Прощение – некая связующая нить между живыми и умершими. А воскресенье выделилось тем, что в представлении наших предков о конце мира и человека считалось, что светопреставление должно произойти именно в воскресенье. Оттого последний день Масленицы не только напоминал людям о необходимости помнить мёртвых, но и располагал к милосердию, приучая с детства к необходимости не забывать нищих, сирых и убогих. Этим человек как бы отстранялся на время от собственных житейских проблем и обращал своё внимание на духовное и физическое очищение.
Милосердие. Как до обидного мало места занимает оно в нас! «Мир теснит и быт заедает»!..
Вспомним же о нём и исполним его хотя бы сегодня!..
В. Волин