С праздника Крещения следует череда недель (седмиц, как они называются в церковном календаре), которые называют свадебными. «Свадебные недели» длятся от Крещения до Масленицы, со всеми присущими им атрибутами: здесь и сватовство, и разыгрывание свадеб, и княжьи и отводные столы. И по каждой позиции были у наших предков установления, которые в мелочах хоть и имели свои местечковые особенности (тем интереснее и колоритнее протекало действо), но общие правила были едины. В этом древнейшем «сердечном деле» закономерно сплелись язычество (на то оно и древность чувства) с христианством (нельзя было оставить без церковного окормления столь важное в жизни каждого человека событие). Кому-то такое флажкование покажется кондовостью (косностью, консерватизмом), в чём-то даже деспотизмом с домостроевскими издержками: уж, личную (глубоко) жизнь дайте установить людям так, как им хочется и когда хочется! Однако нет.
Всё многозначительнее. Причём, ни с какой стороны никогда все устроения и ограничения не встречали возражения (редкие «бунты любви» только укрепляют на этом фоне общее правило). Недаром приговаривали: жениться – не лапоть обуть.
* * *
Мы здесь не будем проводить «разбор полётов» того, как наши предки совершали (старались сделать) свои свадьбы по установленным канонам, пытаться произвести эдакую «свадебную анатомию»: кто, как, в какой последовательности; как нужно стать, как надо сесть, как нужно лечь.… Во-первых, время неизбежно накладывает свой отпечаток не только на ландшафт, но и на людей; а времена, как мы видим воочию, непреодолимо меняются. И даже нелепо было бы увидеть современную свадьбу (это как итог свадебных недель) в её традиционном, классическом стиле, скажем, XVIII-XIX веков. Интересно, но нелепо. Во-вторых, если брать литературную составляющую, то старинные свадьбы многократно и весьма подробно описаны (причём, в различных вариациях). Одно лишь можно заметить: красочно, весело и разгульно шло празднование у наших пращуров. А чтобы соблюсти все тонкости «постановки», да чтобы всё протекало вроде бы естественно и непринуждённо, мало было одной свахи и тамады (как ныне), работала целая команда «режиссёров».
Таким образом, наша задача сужается: ответим себе только на два вопроса. Первый – когда? Второй – почему? Второй связан с некой «харизмой дат», а потому любой ответ на него вряд ли будет достаточен; так что здесь можно ограничиться несколькими общими сентенциями (главное – взять правильное направление).
* * *
Обозначенные вначале границы свадебных недель: Крещение – Масленица, – зачастую обозначают иначе. Так, сюда включают две святочных недели. Когда мы вспоминали об этих весёлых праздничных днях, то отметили, что наряду с балаганами, ярмарками, маскарадами и другими увеселениями проводили в Святки «смотрины невест». Причём, апофеозом святочных «кастингов» являлась «ярмарка невест», неизменно проводимая в день Крещения Господня. Внешне всё действо действительно напоминало ярмарку, разудалую, весёлую, но всё же деловую (так и подмывает провести аналогию с лошадиной ярмаркой): вот товар (невесты, значит), вот купцы (ну, это понятно кто), ну а роль барышников выпадала свахам и кумушкам, которые «разбирались в товаре». Ведь выбрать надо не абы как, одной стати мало (ей только парню глаза застить), а в хозяйстве нужна была хозяйка рукастая. Стать, правда, тоже придирчиво досматривалась (но здесь не «по-пацански», а с расчётливой хозяйственностью), не просто так велось и дознание о родителях невесты: так проверялся её генофонд, говоря современным языком; а дети в будущем должны были быть здоровыми и крепкими.
Понятно, что подобные массовые мероприятия проходили в крестьянской среде, т.к. именно там была насущная потребность в этом и востребованность. В аристократической среде нечто подобное вуалировалось под бал-маскарад. Но за внешней утончённостью манер скрывались те же самые «критерии отбора». И здесь уже не свахи, а люди более сведущие «трясли» генеалогическое древо невест. А справки об их здоровье получали «окольными путями» через докторов, их помощников, домочадцев. Весьма серьёзное дело! Счёт здесь шёл не на лапти!
Так что смотрины, как зачин свадебных действ, вполне логично было считать в зачёт «свадебных недель». Таким образом, они начинали отсчёт с 6 января.
С окончанием тоже не всё однозначно. Вначале мы указали общо – Масленица, Прощёное воскресенье; это последний день перед Великим постом. А вот последние недели перед постом называют «пёстрыми неделями». Это дни, их называют ещё «Постной триодью» (триодь – особо сложенные и исполняемые в церковных службах песнопения), дни подготовки к грядущему сорокадневному посту. И дело здесь, видимо, не только в разных (пёстрых) пищевых закидонах: наступал мясопуст (запрет на мясо), следовала сырная неделя, масленичные празднования. «Под шумок» общего праздника можно было, конечно, провести свадьбу, но… Но говорили люди: на пёстрой неделе женится голь да беда. Была (есть) над этими днями некая аура. Неспроста наши предки сделали вывод: на пёстрой неделе жениться – с бедой породниться. Почему? – Пусть учёные ищут геомагнитные аномалии и патологии этих дней. Нам же лучше, проще (и надёжнее!) – прислушаться к вековой мудрости…
Остаётся установить пограничные даты на этот год (ведь Пасхалия изменчива). Итак, в этом году начало Постной триоди (неделя о мытаре и фарисее) – 13 февраля. Далее, как уже сказано, следуют «пестрые недели», нежелательные для установления брачных союзов. Ну, а если не уложились в «благоприятные сроки», то последний день – это Прощёное воскресенье. В этом году – 6 марта.
* * *
Примечание: Так как сегодня предшествующие праздничные дни у нас являются рабочими, то и установилось нынче именно этот воскресный день называть собственно Масленицей, Проводами зимы. По среднеполосным критериям эта дата нынче вполне подходит к проводам. У нас – вроде как рановато. Хотя… Чем раньше «назойливую гостью» (а у нас она, ох, как назойлива!) проводишь, тем раньше, глядишь, она и уйдёт… С одной стороны.
К сведению: Никакими обычаями или религиозными установлениями мы не поступимся, если совместим в этот раз у себя «проводы» с Пасхой. А она у нас в этом году – 24 апреля. Вполне соотносимо к северным условиям. Если, конечно, ставшие уже хроническими повсеместные климатические катаклизмы что-нибудь не спутают. (Вот и сейчас: на дворе январь, а в Сочи – +22, и уже зацвели акации…У нас, конечно, не Сочи, но всякое может быть…)
К размышлению: Есть резон уже сегодня определиться с установлением на местах этого неизменного «шашлычного празднества» – проводов зимы. Чтобы не попасть с ним (что можно назвать «варварской традицией») на дни Великого поста. Всё-таки, 70% жителей считают себя православными. Пусть лишь малая толика из них приобщена к церкви (остальных назовём пассивно верующими). Но не след, пожалуй, попирать явно и публично эти непроросшие ещё зёрна религиозных чувств. Они, ведь, составляющая часть чувства общенационального единства, к которому мы так стремимся…
* * *
Впрочем, на календаре сегодня, как мы уже для себя отметили, «свадебные недели». Значит, идут-бегут с праздничным перезвоном эти деньки (колокольчики под дугой заменяют автомобильные клаксоны) под девизом – Совет да Любовь!
В. Волин