На календаре 19 января – Крещение Господне (Богоявление), великий двунадесятый праздник, в котором вспоминается Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. И не только…
Помимо двух официальных названий этот день имеет ещё ряд вторичных, народных наименований. И затейливым образом переплетаются в нём, подобно кружеву, обряды, обычаи, традиции; а всё это густо сдобрено фольклором из сказаний, легенд, толкований.
* * *
Первое упоминание о праздновании Богоявления как самостоятельного праздника относится к 360 г. До IV века в ортодоксальной церкви праздники Рождества Христова и Крещения Господня соединялись вместе. И в порядке празднования Богоявления православной церковью есть большое сходство с отмечанием Рождества Христова: верующими соблюдается строгий пост до первой «вечёрной» звезды, а в навечерие обоих праздников совершаются царские часы.
В разные времена и в различных местах значение праздника отличалось. На Востоке на первый план выдвигалось воспоминание о крещении Иисуса Иоанном в Иордане. С этим же связывалось первое появление Иисуса среди народа, а с установлением догмата троичности – идея о явлении лиц Божества.
В Западной церкви на первый план в значении дня выступало воспоминание о явлении с рождением Христа звезды восточным волхвам как о первом откровении явления Мессии. Поэтому его называют праздником волхвов и царей.
В мифологическом сознании этот день осмысливается как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир (см. «Печенгу» №2 от 15.01.2011) приобретает качественно новые характеристики: чёткость, упорядоченность, устойчивость. Отсюда всё становится на свои места: начинается своего рода новый отсчёт времени, «закрываются» граница межу «мирами», прекращается контакт людей с «иным миром» и они возвращаются к привычному течению жизни. Крещение завершало «времена без креста» и «страшные вечера» (как это всё называлось в народе), отмеченные особым разгулом «нечистой силы».
Оттого, по народным преставлениям, в крещенский сочельник нечисть особо опасна, так как встревожена предстоящим «заключением», и мечется повсюду. В особую силу входят колдуны и ворожеи. И здесь – последнее искушение – гадание (помните: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»). Как тут не искуситься, чтобы заглянуть «за грань», когда это так просто и исполнимо!.. Так что, крещенская ночь и богоявленская обедня – последние сроки святочных гаданий (чур, меня!).
Поэтому большая часть крещенской обрядности несёт в себе очистительный характер
* * *
В навечерие и в день праздника совершается чин великого водоосвящения (иначе – водосвятие, водокрещение, водокрещи, водоосвящение). Церковный обряд этот – призыв на воду Божьего благословения. Внешне он выглядит как троекратное погружение в воду креста с произнесением молитвы. После чего вода становится святой – агиасмой – и приобретает, верят люди, целебные, очистительные и защитные свойства. По народным представлениям крещенская вода никогда не портится и всегда остаётся свежей. Верили также, что если её заморозить, то на льду появиться изображение креста…
* * *
Вернёмся в навечерие. В ночь на Крещение Господне «открываются небеса». Происходит это в тот момент, когда Иисус Христос, по поверьям, входит в реку. Знаком «отверзания небес» является волнение воды в чашке или стакане. Дождавшись этого знака, следует быстрее бежать на улицу. И если счастливец увидит «разверстые небеса» (не могу сказать, как это выглядит: не был осчастливлен таким видением), он может просить у Бога всё что пожелает, даже «царствие небесное», и получит просимое.
Вы не знали, забыли, не успели это сделать? – Ну, ничего. Будет год следующий. Может, в нём «небеса откроются» именно для вас! Всё, как и сама жизнь, ещё впереди…
В. Волин