VI Трифоновские чтения
Что ожидает наших детей, в каком мире они будут жить? Почему церковь и школа, в советский период строго атеистическая, сегодня ищут точки соприкосновения? Почему одна из организаторов проведения Трифоновских чтений, делясь впечатлениями, сказала о процессе сближения так: «Мелкими шагами, но мы идём навстречу друг другу»? Что есть в нашем времени такого, что подталкивает к сотрудничеству?
Ответ на эти вопросы я услышала от руководителя епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации, к.и.н. А.И. Тучкова: «Я в своём выступлении говорил о необходимости изучения педагогического подвига русских северных святых. Путь российской святости – путь духовного учительства, чрезвычайно нужен в настоящее время не только потому, что нам для подражания навязывают героев постхристианской цивилизации и, вообще, внечеловеческой цивилизации: киборгов, терминаторов, чужих, аватаров. Мы должны вернуться к корням. На Святой Руси всегда образцом для подражания были не монстры и чудовища, даже не купец, а святой. Пришло нам время изучать святоотеческое наследие, святоотеческий опыт. Поэтому и тема VI чтений в 2010 году избрана такая: «Духовно-нравственные основы педагогической деятельности в начале ХХI века». На этих чтениях произошёл прорыв: качество докладов значительно улучшилось. Их основой стал практический опыт, а не теоретические изыскания. 4-ые, 5-ые и 6-ые Трифоновские чтения проводятся совместно с Министерством образования. Министр В.Ф. Костюкевич 25 ноября сообщил, что ставится задача подписания соглашения не на один год, а на более длительный период – на 3-5 лет. Это переход к долгосрочным программам, долгосрочному сотрудничеству».
Итак, в мире, в котором постоянно рождаются вызовы, в мире, наполненном кризисами, конкуренцией, агрессией, человеку, чтобы жить и сохранить своих детей, должно иметь духовные и нравственные основы. Хотя бы для того, чтобы различать добро и зло, понимать гибельную разницу между ними. Народам, теряющим эти основы, грозит не только потеря своей национальной идентификации, им просто суждено исчезнуть с лица земли или раствориться в других.
Вот перед этими вызовами современности и утрачивается то противостояние, что когда-то разделяло школу и церковь. Русские остаются русскими, если они православные, – эту мысль Ф.М.Достоевского большинство из нас уже знает. Чтобы сохранить себя в третьем тысячелетии, надо позаботиться о духовности и нравственности – и взрослых, и детей.
После подписания соглашения между Мурманской и Мончегорской епархией и Министерством образования Мурманской области о сотрудничестве работа участников Трифоновских чтений была продолжена в секциях по направлениям «Духовно-нравственное воспитание обучающихся» и «Духовно-нравственное образование». Из 18 докладчиков, заявивших о своем желании поделиться накопленным опытом, шестеро представляли учительство Печенгского района.
На второй секции, где я присутствовала, было семь выступлений. Иеромонах Тарасий Перов развил тему духовности и нравственности. Приведённые им в пример парадоксы, которые ярко раскрывали суть данных понятий, не оставили слушателей равнодушными, как и выводы: «Внешнее нравственное поведение может быть безупречным, а внутреннее духовное состояние при этом ужасно. Жизнь человека определяется его духом. И центром жизни человека оказывается жизнь духовная. Внутреннее духовное состояние определяет поступки. Надо учить быть внимательным к своему духовному состоянию. Духовность открывается нам по нашей вере в Бога…»
Тема «Духовно-нравственное образование», взятая для рассмотрения и изучения, настолько затронула всех слушателей, что их внимание не ослабевало ни на минуту.
Н.П. Грицианова, заведующая учебной частью Свято-Феодоритовых епархиальных катехизаторских курсов, обратилась к теме: «Православные ценности в экономическом образовании». Что является основной ценностью с православной точки зрения в экономическом образовании, да и вообще в человеке, который занят в бизнесе и экономике? Наталья Петровна, отвечая на этот вопрос, акцентировала внимание на том, что «опыт, накопленный в истории России, даёт возможность решения задачи сегодняшнего времени — восстановить национальные традиции в экономике, такие, как благотворительность и честное предпринимательство. Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Богатство, как и бедность, – это испытание. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа».
«Купец в России, если зарабатывал 800 миллионов рублей, 20 в наследство детям оставлял, а 780 – на милость жертвовал. Русский капиталист, если фабрику строил, – рядом строил храм, богадельню, школу, больницу, дорогу прокладывал. Все мы ещё помним Н.С. Хрущева. До революции он работал токарем 5 разряда, у него была 5-комнатная квартира, три приходящих прислуги, – приводит она примеры. – Прошлая российская традиция – социально ориентированный бизнес». И продолжает: «Очень много искажений русской жизни и русской истории принесла в своё время революция. Много появилось негативных мифов о русских – пьяницы и лентяи, невежественные и дремучие. Нужно вернуть истинное».
Т.Л. Сипягина, учитель начальной школы МОУ СОШ №9, работающая на общественных началах в воскресной школе при Свято-Троицком храме г.Заполярный, подвела итог 15-летней работы по освоению литургической традиции и навыков приходской жизни учащимися воскресной школы.
О формировании нравственных основ мировоззрения школьников через организацию и содержание литературного чтения сообщила слушателям Н.В. Брюханова, учитель начальных классов МОУ Гимназия №1 г. Мончегорск.
Два воспитателя детского сада из Кандалакши поделились опытом работы по воспитанию и развитию духовно-нравственных качеств детей на основе произведений русских писателей. Л.Н. Влащенко, воспитатель МДОУ № 12, – на основе рассказов К.Д. Ушинского, а О.Н. Балагурова, воспитатель МДОУ № 48, – на примере книг Б. Гонаго.
Агиографическая литература как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся была исследована Е.В. Рапацевич, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №3 пгт Росляково ЗАТО г. Североморск. Она интерпретировала повесть Н.В. Гоголя «Шинель» с точки зрения агиографической литературы, или, иначе говоря, жизнеописания святого. Маленький человек Акакий Акакьевич Башмачкин и его святой Акакий – чем их судьбы схожи, в чем различия? Какой ответ на это вопрос искал Гоголь? Как ответили на этот вопрос сами учащиеся? Это было очень интересно всем на чтениях.
После того, как все разъехались и разошлись, Ж.В. Прокофьева, начальник управления образования администрации района, прокомментировала событие, в которое специалисты под её руководством вложили немало сил: «То, что местом проведения Трифоновских чтений в 2010 году избран Печенгский район, я считаю исторической справедливостью. Сошлись в этом мнении и епархия, и Министерство образования Мурманской области, и руководство района. Печенгский район, благодаря скорому завершению строительства Трифонов Печенгского монастыря, становится благодатной площадкой, которая будет привлекать множество людей. У педагогического сообщества данное направление работы вызывает большой интерес».
Начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования управления образования Е.Ю. Четвергова добавила: «На чтениях были православные преподаватели и учителя, далёкие от религии. Но для всех слова А.И. Тучкова «Печенгская земля, политая кровью, святая» одинаково были значимы. Все люди, которые эту землю осваивали и отстаивали, заслуживают памяти и внимания последующих поколений. На чтения были приглашены директора школ, заместители директоров по учебной и воспитательной работе, руководители методических объединений района, словесники и историки с тем, чтобы все они могли познакомиться с опытом, представленным участниками Трифоновских чтений. Не могу не сказать, что на таких мероприятиях завязываются знакомства, связи, передается искра педагогического вдохновения и рождается новое творческое начало».
Учитель – вечный ученик, он всегда ценит не только саму возможность делиться опытом, но и возможность учиться самому. Трифоновские чтения для учителей области — площадка для обмена опытом, знаниями, методиками, результатами исследований, учительских и ученических. Но это ещё и поворот к основам духовности. Взгляд в глубь веков, потому что поиск национального идеала невозможен без обретения национальной идентичности. Все мы не можем не учитывать, что символом России после долгих споров всё же стал Благоверный князь Александр Невский.
Но какой бы информация ни была – цель не в накоплении её, а в том, чтобы она послужила для внутренней, личной работы над собой. Человек не может просто взять готовые ответы на важные вопросы, не пропустив всё это через своё сознание и разум, сердце и душу. Отсутствие такой внутренней работы может привести к очень тяжелым результатам. Трифоновские чтения, мы убеждены в этом, многим дали толчок к такой работе.
Наталья Петровна Грицианова, которую я через несколько дней после проведения чтений попросила поделиться впечатлениями, сказала: «Все педагоги, кто попал на Трифоновские чтения, были под очень сильным впечатлением молебна в монастыре, который прошёл при 30–градусном морозе, но никто ведь даже не замёрз. На Трифоновские чтения люди прибыли со всей области: из Кандалакши, Кировска, Мончегорска, Североморска… И все говорят, что как будто в паломничестве побывали. Выступления были очень интересными. Православные – очень творческие люди. Богом данный потенциал раскрывается в творчестве. Очень сильное впечатление оставили гостеприимство, подготовка и организация проведения чтений Печенгской районной администрацией и управлением образования».
Да, начало возрождения Трифонов Печенгского монастыря уже привлекает в жизнь района новые события. Видимо, Печенгский район накануне перемен…
Г. Быстрова
Фото автора и Ю.Лебедь.