Декада СОС
Хронический алкоголизм вполне можно назвать одной из самых опасных болезней современной жизни. По числу жертв она, пожалуй, не уступает сердечно-сосудистым, онкологическим заболеваниям и диабету. А уж количество ДТП вполне могло бы уменьшиться в несколько раз, не будь среди нас такого количества людей, чей недуг называется «хронический алкоголизм».
Выявление и привлечение к лечению больных алкоголизмом связано со значительными трудностями, которые не имеют места при выявлении других заболеваний. В начальной стадии алкоголизм не вызывает заметных для больного нарушений здоровья, а само употребление спиртных напитков, вследствие эйфоризирующего эффекта, становится всё более притягательным. Симптомы начальной стадии алкоголизма недооцениваются как самим пьющим, так и его ближайшим окружением. Пьющие не связывают имеющиеся у них нарушения здоровья с употреблением спиртных напитков, активно отрицают наличие у себя признаков алкоголизма и не признают, даже внутренне, для себя, опасности заболевания. И в далеко зашедших случаях заболевания, при длительном запойном пьянстве, тяжёлых семейных и служебных конфликтах, выраженных расстройствах здоровья, обусловленных пьянством, больные алкоголизмом откладывают обращение за медицинской помощью, надеясь на то, что смогут «сами справиться», начать «пить умеренно» или вообще прекратить употребление спиртных напитков без лечения. Само обращение к врачу-наркологу, признание себя «алкоголиком» рассматривается больным, как постыдный факт. Поэтому пьющие всячески стараются отсрочить его.
Вполне понятно, что наиболее желательно своевременное обращение таких больных за медицинской помощью как по собственной инициативе, так и по настоянию родных и близких людей. Поэтому так важно знание основных клинических признаков алкоголизма и понимание необходимости убедить пьющего человека своевременно обратиться за медицинской помощью. На это же направлено анонимное лечение больных алкоголизмом. Это особенно важно для раннего привлечения тех категорий пациентов, которые по разным причинам избегают обращения к наркологу.
Основным клиническим признаком начальной стадии синдрома алкогольной зависимости или 1-ой стадии хронического алкоголизма является становление болезненного характера влечения к алкоголю. Это потребность в приёме опьяняющей дозы спиртных напитков для достижения эйфории или с целью снятия субъективно неприятного психического состояния (плохое настроение, «чего-то не хватает», «не по себе»), обусловленного воздержанием от алкоголя. Влечение к алкоголю актуализируется под воздействием разнообразных факторов: алкогольная ситуация, чувство голода, усталость, изменение настроения, напряжённая ситуация, ситуация конфликта, предстоящая зарплата, изменение либидо. Употребление опьяняющих доз алкоголя становится основным средством общения с окружающими. Формируется особый компонент влечения — защита алкоголиком «права» употреблять алкоголь, как одно из «прав свободы личности». Сформировавшееся первичное патологическое влечение к приведению себя в состояние опьянения объективно проявляется в частоте употребления спиртных напитков не реже 1-2 раз в неделю.
Вторым симптомом хронического алкоголизма является повышение толерантности к алкоголю, т.е. увеличение дозы алкоголя, необходимой для достижения эффекта, ранее производимого более низкими дозами, с утратой защитного рвотного рефлекса. Вполне понятно, что очень высокая толерантность к алкоголю уже сама по себе может свидетельствовать о наличии хронического алкоголизма. Так, употребление ежедневных доз алкоголя, эквивалентных 0,5-0,75 л водки и выше на протяжении сравнительно длительного времени (год и более) является объективным признаком, подтверждающим наличие алкоголизма. Как правило, в 1-ой стадии алкоголизма толерантность повышается в 2-3 раза по сравнению с изначальной, достигает в день 0,3-0,5 л водки или эквивалентного количества других спиртных напитков.
Третий симптом алкоголизма – утрата количественного и ситуационного контроля потребления спиртных напитков. После первой же принятой дозы спиртных напитков у алкоголика возникает практически непреодолимое влечение к приведению себя в состояние опьянения, он продолжает пить, пока не напьётся до выраженного опьянения. А поскольку толерантность к алкоголю повышена, выпивается достаточно большая доза спиртных напитков. Потеря количественного контроля является одним из наиболее устойчивых и необратимых признаков алкоголизма. Однажды возникнув и укрепившись, он не исчезает после любых видов лечения и многих лет полного воздержания. Этим, в основном, и обусловлена невозможность перейти к «умеренному», даже крайне редкому употреблению спиртных напитков.
По мере формирования 2-й стадии хронического алкоголизма появляется кардинальный признак – алкогольный абстинентный (похмельный) синдром. Основными проявлениями этого синдрома являются соматовегетативные, неврологические и психические нарушения, возникающие с началом протрезвления и снимаемые алкоголем (опохмелением).
На всех этапах лечения хронического алкоголизма необходимо решение трёх основных задач: убеждение больного в наличии у него алкоголизма как болезни; убеждение в необходимости противоалкогольного лечения; убеждение в необходимости и неизбежности полного отказа от алкоголя, как единственной возможности излечения.
Особеннности подросткового алкоголизма.
Дополнительная опасность подросткового алкоголизма в том, что зачастую на фоне алкогольного опьянения, т.е. когда подросток находится в состоянии некритичности, им принимаются первые дозы наркотических веществ.
Начавшееся в подростковом возрасте злоупотребление алкоголем к 18 годам в каждом пятом случае приобретает болезненный характер, т.е. приводит к формированию алкоголизма. Однако клинические признаки заболевания можно обнаружить и в подростковом периоде. Чаще всего это признаки первой стадии алкоголизма. Они заключаются в патологическом влечении к алкоголю, повышении толерантности, изменении картины опьянения, вегето-сосудистой дистонии, появлении алкогольных провалов в памяти (палимпсестов). Патологическое влечение к алкоголю начинает рано доминировать в психической жизни подростка, грубо деформируя его личность. Как правило, эйфория у подростков наступает редко, чаще состояние опьянения в этом возрасте сопровождается тоскливо-злобным настроением. Палимпсесты (фрагменты очень смутных, почти стертых воспоминаний, относящихся к миновавшему состоянию опьянения), сочетаются с относительно упорядоченным поведением. Они могут изредка возникать и в доболезненном периоде злоупотребления алкоголем; о начале болезни свидетельствует их учащение или регулярный характер. Вегето-сосудистая дистония проявляется в появлении учащении пульса, потливости, чувства жара. У подростков количественный (да и ситуационный) контроль изначально отсутствует, поскольку потребление спиртного осуществляется ими чаще всего коллективно, когда члены компании индуцируют друг друга, стараясь демонстрировать свои возможности и стремясь непременно поглотить весь запас напитков.
Вторая стадия алкоголизма наблюдается у подростков редко, т.к. формирование её главного признака – алкогольного абстинентного (похмельного) синдрома (ААС) затруднено из-за больших компенсаторных возможностей молодого организма. Если же ААС возникает, то в его структуре преобладают депрессивно-дисфорические, астенические нарушения и нарушения сна. Спустя 3-5 дней они проходят, оставляя после себя надолго (до 2-х месяцев) патологическое влечение к алкоголю, которое не встречает никакого внутреннего сопротивления и полностью подчиняет себе поведение подростка. В этих случаях требуется длительное стационарное лечение и терпеливая разнообразная психотерапия.
Н. Кириллова,
врач психиатр-нарколог МУЗ «Печенгская ЦРБ».