В одном из своих выступлений Президент РФ Дмитрий Медведев сказал: «Школьное образование получают все, оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы — важнейшая среди проблем национального развития». Именно поэтому последние несколько лет государственные образовательные структуры так активно продвигает идею создания Ресурсных центров, которые в полной мере смогут развить имеющиеся таланты и умения ребёнка и помогут правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. И задача Ресурсного центра заключается в первую очередь в том, чтобы создать в образовательном учреждении и в семье условия, стимулирующие и развивающие познавательную активность и общие интеллектуальные способности ученика, которые, собственно, и формируют познавательные потребности и мотивацию детей.
В Печенгском районе два первых Ресурсных центра появились два года назад. Они были созданы на базе двух школ – никельской СОШ № 3 и заполярнинской СОШ № 19. Тогда в десятый класс третьей школы пришли 45 ребят, обучавшихся до того в других школах посёлка, а в девятнадцатую – 52 ученика. Спустя год количество десятиклассников-никельчан составило уже 84 обучающихся, а заполярнинцев – 83. В текущем году обучение в десятом классе школы № 3 начали 152 ребёнка и 176 ребят — в школе № 19. Эти цифры говорят о том, что Ресурсные центры в настоящее время работают в штатном режиме, при абсолютной наполняемости классов и в соответствии с определёнными программами обучения. О том, что наполняемость в Ресурсных центрах Печенгского района планомерно возрастает и как раз составляет количество, необходимое для их полноценной деятельности, было отмечено и на собеседовании с руководителями администрации и управления образования района в областном Министерстве образования и науки в сентябре текущего года.
Есть у Центров успехи и в образовательной деятельности: по итогам Единого государственного экзамена по математике и русскому языку Ресурсный центр СОШ № 19 из 35 существующих в Мурманской области занимает 11-е место. Результат, признаем, неплохой.
Но не всё так гладко в повседневной жизни этих двух образовательных учреждений. Есть проблемы, есть сомнения и вопросы, ответы на которые могли бы подсказать коллеги-учителя, которые работали с нынешними воспитанниками Центров гораздо дольше и теснее. Чтобы поговорить о наболевшем, в МОУ СОШ № 9 собрались на круглый стол «Ресурсный день: вчера, сегодня, завтра» директора школ, их заместители и учителя-предметники. Открывая заседание, Е. Иванова, директор Ресурсного центра школы № 19, отметила, что у собравшихся существуют одни и те же проблемы, на которые каждый смотрит под собственным углом зрения. Она призвала коллег конструктивно подойти к предмету разговора и постараться через обмен мнениями найти такие механизмы взаимодействия с детьми и их родителями, чтобы впоследствии не было никаких сожалений, а главное, чтобы не пострадали дети.
Разговор получился обстоятельным, конкретным, в отдельные моменты перераставшим в жаркие споры по поводу плюсов и минусов новой модели обучения. Учителя нынешних девятиклассников говорили о необходимости заочного знакомства педагогов Ресурсных центров со своими будущими учениками, о проведении расширенных консультаций с родителями и детьми с рассказом о профилях, о нюансах адаптационного периода; просили озвучивать на встречах программные материалы, проводить анализ результатов входного контроля… Педагоги Центров, в свою очередь, предлагали создать условия для образовательной деятельности, чтобы в десятый класс ученик приходил ориентированным на будущую профессию.
Процесс обсуждения был долгим, но, без сомнения, обоюдополезным. Учителя услышали друг друга и пришли к выводу, что совместные усилия способны значительно улучшить как качество образования будущих выпускников, так и их эмоциональное и психологическое равновесие. Важно только начать действовать без проволочек и всем миром, тогда и результат не заставит себя долго ждать.
Л. Белова.