Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
11.09.2010 Выпуск 2258 | Неопред. | В.Волин
Гибель более чем пророка

Православный календарь

День 11 сентября (29 августа по «старому стилю») обозначен в православном календаре как Усекновение главы Пророка, Предтечи, и Крестителя Господня Иоанна. Назовём его Днём памяти.

Нередко можно услышать и прочитать, что это – праздник. В том нет ошибки и заблуждения. Многие трагические события прошлого, повлиявшие на судьбу человечества, не просто отмечаются, но празднуются. Вот несколько недавних примеров: 6 августа – день мучеников благоверных князей Бориса и Глеба (ведь в этот день погиб один из братьев); 28 августа – Успение (читай – смерть) Пресвятой Богородицы. И этот перечень можно продолжить.

Ну а по жизни мы ассоциативно воспринимаем слово «праздник» как нечто радостное, весёлое. Но здесь же уместнее определить празднование как особую дату (есть удобное словосочетание – красный день календаря), событие, которое мы вспоминаем и тем или иным способом отмечаем.
Впрочем, это пока вступление (чуть, правда, затянувшееся). (Захотелось один раз сделать прояснение.) А теперь перейдём к сути.

В 20-е – 30-е годы н.э. одним из царей Израиля был Ирод Антипа, женатый на дочери аравийского царя Арефы. Так вот он отверг свою законную жену и стал открыто (внаглую, как мы сказали бы сегодня) жить с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Нравы в этом плане тогда вообще были незатейливыми (многочисленные гаремы и беспорядочные половые связи – дела тогда обыкновенные); как и праздники при дворе, переходящие в вакханалии и массовые пьяные оргии. Но когда касалось царственных особ (а это ведь уже публичное оскорбление законной жены, царицы!), то здесь – явный перебор. Хотя, может, действительно, любовь-морковь, кто знает…

Иоанн в то время уже совершал своё служение. К нему шли люди. Тогда его ещё не называли Предтечей, но указывали как на целителя и пророка. А за введение обряда водного крещения прозвали Крестителем. И в проповедях своих Иоанн открыто обличал неуемный придворный разврат. А кому, согласитесь, из «сильных мира сего» это понравиться (взять даже и наши дни…)?

Тогда Иоанна посадили в темницу (сиречь, в тюрьму). Расправиться с ним у Ирода не поднималась рука: боялся народного волнения (уж очень к тому времени Иоанн был популярен, скажем так). Поэтому томил до поры до времени в одиночке своего обличителя. И такое время пришло.
В празднество в честь своего дня рождения у Ирода Антипы буквально «снесло крышу» (иначе не скажешь), результатом чего стало убийство Крестителя (именно убийство, а не казнь, ибо никакого даже подобия суда не было). Тело Иоанна Крестителя ученики погребли в Севастии. А его главу позже перезахоронила некая христианка (благочестивая Иоанна) на Елеонской горе.

ТРАДИЦИИ И СТРАННОСТИ

День памяти гибели Предтечи это не просто постный день, но день строгого поста, когда не вкушается даже рыба. Потому в народе этот день называли Иваном Постником. Были табу – танцевать, петь, веселиться вообще или смотреть развлечения (действительно, такая дата, что не до веселья как бы), а также мыть голову и расчёсывать волосы.

В некоторых местностях запрещалось пить красное вино и пользоваться круглыми блюдами и тарелками. Не разрешалось употреблять в пищу овощи красного цвета – помидоры, красный перец, виноград. Считалось, что нарушение этого запрета приведёт к кровопролитию. Категорически запрещалось есть любые шаровидные плоды – арбузы, яблоки, лук, капусту, репу, огурцы и т.п. Нельзя было брать в руки любые острые и режущие орудия – серп, нож, вилку, топор и даже иголку.

В апокрифической легенде рассказывается, что за год отсечённая голова Иоанна Предтечи вновь прирастает к телу; но если люди в день её отсечения будут что-нибудь резать, то голова отпадёт…

Поскольку день Иоанна Постного был концом лета и началом осени, то считали, что именно в этот день змеи уходят в норы на зиму; а потому опасно ходить в лес. Вместе с тем именно в этот «пограничный» день собирали лекарственные травы, ягоды и коренья. Считается, что собранные калина, клюква и брусника, к примеру, обладают особой целительной силой и помогают, в частности, избавляться от головной боли.

А после Ивана Постного начиналась интенсивная уборка репы, свеклы и других аналогичных культур. Потому 11 сентября отмечали ещё и как репный праздник. С традициями. Так, первую репу, снятую с грядки, приносили домой, клали под иконами и устраивали небольшое угощение. Но это уже на следующий день после поминовения Предтечи.

Можно назвать это преданиями (и даже маразмом) старины глубокой, но по сути – это неотъемлемая часть нашего бесценного культурного наследия, которое нужно помнить, хранить в себе и бережно передавать потомкам.


В. Волин

 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru