Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Почему я буду голосовать «ЗА» или смех сквозь слёзы

Третьего сентября состоится заседание районного представительного органа, на котором состоится голосование по поправкам в Устав Печенгского района, прошедших обсуждение на публичных слушаниях 17 августа. 

Напомню, что если как минимум 11 депутатов из 13 действующих проголосуют за изменение Устава, в районе кардинальным образом изменится система распределения полномочий между должностными лицами местного самоуправления. В этом случае глава муниципального образования будет осуществлять функции председателя Совета, а администрацию возглавит наёмный менеджер, к которому фактически и перейдут все властные полномочия в исполнительной сфере.

Также изменится и порядок назначения на должность высшего должностного лица Печенгского района. Если сейчас он избирается населением путем прямого тайного голосования на муниципальных выборах, то после третьего сентября главу района будут назначать депутаты из своего состава.

Казалась бы, данные поправки есть не что иное, как прямое наступление на муниципальную демократию. Ведь население, в случае их принятия, лишается возможности непосредственно участвовать в выборах главы Печенгского района.

Следовательно, я, как депутат, а значит избранник этого самого населения, должен, защищая его интересы, голосовать против них. Но 3 сентября я буду голосовать за поправки и на это у меня есть веские причины.

В 2005 году в результате прямых выборов главой района стал В.С. Маврин. Многие, и я думаю не без основания, считают, что победу до этого ничем не отличившегося на политическом поприще начальника рудника «Центральный» над казалось имевшим непререкаемый авторитет среди населения действующим руководителем района А.А. Ивановым связывают с мощнейшей административной и финансовой поддержкой, оказанной своему выдвиженцу ОАО «Кольская ГМК».

Что принесла эта победа Печенгскому району – пользу или вред? Трудно дать объективную оценку в формате данной статьи. Ситуация в 2005 – 2009 годах была очень сложная. На этот период пришёлся слом старой системы муниципального управления. В Печенгском районе произошла муниципальная революция, со всеми вытекающими из неё революционными последствиями.

Вместо одного муниципального образования появилось пять. Была разрушена единая централизованная система районного жилищно-коммунального хозяйства. Очень конфликтно происходил раздел имущества между муниципальным районом и поселениями.

Сам я был в тот период депутатом никельского городского совета и об этом всём знаю не понаслышке. И ещё раз повторюсь, что ситуация в районе была очень и очень непростая. Одно скажу: В. Маврин руководителем был очень авторитарным. Как сейчас модно говорить – классический представитель советской управленческой школы. Решения принимал всегда сам, мало прислушиваясь к чьему либо мнению, в том числе и к позиции депутатов Печенгского района.

Мне тогда казалось, что районный представительный орган был при администрации ничем иным как машиной для голосования. Честно говоря, не помню ни одного случая, чтобы позиция В.Маврина по какому либо ключевому вопросу не была одобрена депутатами. Хорошо или плохо для населения иметь такого волевого руководителя, берущего всю ответственность за ситуацию в районе на себя, но мало с кем считающегося при принятии решений? Пусть каждый сам ответит на это вопрос.

Март 2010 года. На прямых выборах безоговорочную победу одерживает политический оппонент КГМК — Н. Шелковникова.

Казалась бы, справедливость восторжествовала. Ненавистники муниципальной демократии, навязывающие населению Печенгского района чуждую его интересам волю, посрамлены. Вот сейчас и наступит муниципальный рай на территории Печенгского района. По крайней мере, так утверждали те, кто ходил по квартирам и призывал голосовать за Н. Шелковникову. Об этом же кричали в едином порыве все газеты оппозиционных партий (ЛДПР, Справедливая Россия, КПРФ). И избиратели верили.

А почему было собственно не верить? Н. Шелковникова была всем хорошо известна. Её деловые качества, фантастическая энергетика и заряженность на результат не вызывали у подавляющего большинства голосующих никаких сомнений.

А то незначительное меньшинство, кто знал истинное положение вещей, – те, кто заставил ввязаться в политическую авантюру очень достойного, светлого, но смертельно больного человека, молчали.

Они молчали — население ничего не знало. В результате, из тех трёх месяцев, что Надежда Андреевна прожила после выборов, более половины она провела на больничной койке. Районом фактически руководил её первый заместитель — А. Бородин, предприниматель из Ст. Петербурга.
Я ни в коем случае не ставлю под сомнение деловые качества господина А. Бородина. Потому что до его назначения на должность первого заместителя, а фактически руководителя района, ничего о нём не знал.

Как не знало о нём ничего население Печенгского района, да и не должно было знать. Ведь голосовали люди не за А. Бородина, а за Н. Шелковникову. Ему, этому самому населению, в момент голосования и в страшном сне не могла присниться подобная рокировка.
Вот и получилось так, что голосовали за энергичного харизматического руководителя домавринского периода, а избрали смертельно больную женщину и исполняющего её обязанности питерского предпринимателя.

Как же так, дорогие муниципальные демократы и прочие ловцы счастья и чинов на печенгской земле? Нехорошо обманывать население. Ведь вы-то прекрасно знали об истинном положении вещей, когда призывали голосовать за Н. Шелковникову.

Мало того, что в результате вашего обмана на выборы главы Печенгского района впустую было ухлопано из районного бюджета почти два с половиной миллиона рублей, самое главное — в другом. В результате ваших авантюр не прожил положенный срок светлый и всеми уважаемый в районе человек.

Впрочем, мы отвлеклись. Давайте подведём итоги.

В 2005 году на прямых выборах выиграл кандидат, годы правления которого многие никельчане называют самыми чёрными в жизни посёлка.
В 2010 году, опять же в результате прямых выборов, победил его оппонент, умерший через три месяца после вступления в должность. Всё это время районом фактически руководил никому до этого неизвестный заезжий коммерсант.
Вот и получается как в том анекдоте – тенденция, однако.

Хорошо, скажите вы. А что нам сулит новая редакция районного устава? В чём преимущества вводимой ею системы управления? Отвечу.
Во-первых, резко усиливается роль Совета депутатов, как главного органа местного самоуправления. Ведь главе муниципального образования фактически остаются только представительские функции, примерно, как английской королеве. Шучу, конечно, но аналогия уместна.
Вновь назначенный глава районной администрации также будет находиться под контролем Совета депутатов, т.к. фактически именно представительный орган является его работодателем. Помните как у Гоголя: я тебя породил, я тебя и убью. Опять шутка, но как все помнят, в каждой шутке есть доля шутки.

В общем, полная победа коллективного разума. Конец авторитаризма в одном отдельно взятом муниципальном районе. Торжество демократии и всё такое. Что, если говорить серьезно, весьма и весьма неплохо, и, по-моему, подобная система управления явно пойдет на пользу району.
Во-вторых. В соответствии с обсуждённой на публичных слушаниях новой редакцией Устава именно глава администрации отвечает за исполнительную власть в районе. При этом должность главы администрации относится к должностям муниципальной службы.

А это значит, что законодательство устанавливает жёсткие требования не только к профессиональной квалификации кандидата на эту должность, но и к состоянию его здоровья. Что в свете последних событий лично для меня становится немаловажным фактором.

Не хочу я больше голосовать за кота в мешке, а хочу я этого самого кота посмотреть и не только на предмет его родословной, но и состояния здоровья.

В заключение хочу сказать вот о чём.

Что–то мои «старшие» партийные товарищи «из центра» повышенную активность в этом вопросе проявляют. Кто, говорят, за поправки в Устав Печенгского района проголосует, того из партии нашей самой справедливой исключим.

Правда, также они и депутатам Мурманского городского Совета грозили. Не послушались их мурманские эсеры. Все как один за поправки в городской Устав проголосовали – неуважение к руководителям, значит, выразили. Видимо, ориентировались не на их мнение, а на мнение избирателей? Так, может, стоит «товарищам из центра» задуматься и не слепо следовать «генеральной линии партии», а в каждом отдельном случае осматриваться на месте и действовать по обстановке? Не стричь, так сказать, всех под одну гребёнку?

А что лично до меня… Думаю, что некоторые партруководители забыли, что Справедливая Россия пока ещё не КПСС. Ну а если я от жизни отстал и действительно не заметил, что самая справедливая партия стала ещё и самой дисциплинированной, ну что же — стану беспартийным.
В любом случае под чью-то дудку плясать не буду. Не привык.


В. Переломов,
депутат Совета депутатов мо Печенгский район.

 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru