Православный календарь
Глас Божий — так можно сказать о Гаврииле, одном из девяти архангелов, входящих в сонм сил небесных. На еврейском языке его имя означает «муж Божий», а на древнееврейском — «крепость Божия».
26 июля (13). На православном календаре — Собор архангела Гавриила.
В данном случае слово «собор» уместно трактовать как «открытое единение с Богом во Христе». Именно так.
«Именных дней» этого архангела в году несколько. Ещё один — 8 апреля (26 марта), на другой день после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Что вполне закономерно. И ещё мы вспоминаем «святого посла» в ряду с другими 21 (8) ноября, в Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.
Быть «гласом Божиим», т.е. провозвестником воли Всевышнего людям — таково предназначение архангела Гавриила. В Священном Писании мы узнаём о нём как приносящем вести благие. (Вести плохие типа извещения Лота о грядущем потопе Господь «брал на себя труд» донести до людей.)
По Библии архангел Гавриил — один из ангелов-хранителей избранного народа, иудеев.
Архангел Гавриил раскрывает смысл пророческих видений, ход событий, особенно связанных со Спасителем.
Он предсказывает рождение и служение Иоанна Крестителя у Елизаветы и Захарии. А когда Захария выражает сомнение (уже в престарелом возрасте они были тогда, а долгожданных детишек так и не вымолили), то оказывается временно поражён немотой до исполнения божьего обетования.
Он сообщает деве Марии о грядущем рождении Богомладенца (вопреки девственности), явившись Богоматери с лилией в руках (по Писанию) — символом Её непорочности. О рождении Спасителя он ставит в известность и Иосифа, мужа Марии, дабы тот принял всё как должное и ниспосланное свыше.
Он явился Богоматери, когда она прогуливалась в Гефсиманском саду, явился с райской ветвью, чтобы уведомить её о грядущем дне успения (кончины земной) и радостной встрече с Сыном Божиим в Царстве Небесном.
Есть некоторые свидетельства о власти архангела Гавриила над стихиями.
В апокрифической книге Еноха он поставлен начальником над Раем с охраняющими Рай сверхъестественными существами. (Здесь уместно напомнить, что апокриф (с греческого apokryphos, тайный) — это произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, содержание которого не вполне совпадает с официальным вероучением и потому не включённое в канонический текст Библии. И это не ложность, а лишь наше малознание.)
На иконах Благовестника изображают сообразно библейским мотивам — с райской ветвью или с фонарём, в котором горит свеча, в правой руке и зеркалом в левой. Как записано: «С зерцалом, поелику Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческаго; со свящею в фонаре, поелику судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало Слова Божия и своей совести».
И в этом хорошее напутствие и назидание всем нам.
В. Волин