Определение сити-менеджеров, данное Юрием Лужковым, пройдет проверку на практике.
«Мурманский вестник» продолжает обсуждение института сити-менеджера и знакомит своих читателей с мнениями руководителей муниципальных образований области. Сегодня о своем отношении к этой модели муниципальной власти и в целом о проблемах местного самоуправления говорят представители Печенгского района.
Глава администрации городского поселения Никель Александр Орлиогло:
-Согласно федеральному закону №131 произошло разделение полномочий, и теперь в Печенгском районе четыре муниципальных образования — Заполярный, Никель, Корзуново и Печенга. Тогда же у нас была введена должность главы администрации поселения, которого нанимает поселковый совет депутатов. Глава формирует аппарат для решения всех вопросов, возникающих в посёлке: по жилфонду, землеотведению, инфраструктуре жизнедеятельности поселения, за исключением сферы образования и здравоохранения. Хочу подчеркнуть, что при этом появилось больше возможностей для решения насущных проблем поселения. К примеру, раньше, чтобы решить вопрос асфальтирования дороги или ремонта жилфонда, нужно было просить разрешение у района, подключать районный бюджет. А после того как муниципальным образованиям были предоставлены полномочия, эти вопросы решаются напрямую, то есть устраняется волокита. Но нужно заметить, что в таком районе, как Печенгский, где много маленьких поселений, содержать совет депутатов в каждом посёлке довольно обременительно. А вот профессионалы-хозяйственники главы администраций-исполнители на местах обязательно должны быть.
Глава муниципального образования городского поселения Печенга Эдуард Затона:
-Если говорить о маленьких муниципальных образованиях, то, конечно, глава муниципального образования должен быть и главой администрации. Потому что жители посёлков знают друг друга, что называется, поименно, так сказать, всю подноготную. Поэтому в маленьком муниципальном образовании человеку, которому доверяют, проще руководить. К примеру, председателя колхоза — будь то посёлок или деревня — все знают, к нему и домой приходят решать какие-то проблемы. К тому же и сама обстановка менее политизирована. А 131-й закон подогнал всех под одну гребёнку. Думаю, что на местном уровне нужно всё-таки индивидуально подходить к вопросу разграничения полномочий власти — с учётом специфики территории. Мне кажется, что, с точки зрения государственности, с человека на выборной должности спрос всё же иной. Менеджер пришёл, отработал, не получилось — сняли, уехал. А у меня всё-таки больше ответственности — люди за меня голосовали и всё время об этом напоминают. Но в крупных муниципальных образованиях, где масштаб задач гораздо больше и возможностей больше, я считаю, что должен быть именно сити-менеджер, то есть управленец высокой квалификации, профессионал. Взять хотя бы Североморск с его трёхмиллиардным бюджетом и Печенгский район с тридцатью миллионами — понятно, что и уровень вопросов, стоящих перед ними, и возможности каждого из них
несопоставимы.
Заместитель председателя совета депутатов поселения Никель, исполняющий обязанности главы муниципального образования Олег Черкашин:
-Я отрицательно отношусь к введению сити-менеджера. Объясню, почему. Если несколько десятков тысяч человек «нагнуть» невозможно, то на пятнадцать-тридцать депутатов давление можно оказать. Не знаю как в Мурманске, но в ряде муниципальных образований это происходит — выдвигаются главы администраций, которые нужны силам, имеющим власть в данном регионе, будь то организация, компания или партия.
В Никеле процедура назначения главы была подзатянута — с трудом пришли к согласию, и не потому что не нравилась кандидатура — на конкурс был выдвинут один человек, – а по самой сути предлагаемой модели. Депутаты поддержали его кандидатуру в целях благополучия жителей: чтобы были подписаны муниципальные контракты, пошло движение по подготовке к зиме, выплатам зарплаты людям. Соответственно, мы несём ответственность за выбор и будем максимально главе помогать, чтобы наша совместная деятельность нормально отражалась на жителях посёлка. Но я всё-таки за всенародные выборы, поскольку убеждён, что они показывают отношение, доверие людей к той или иной кандидатуре, силе, которую она продвигает.
Исполняющий обязанности главы администрации Печенгского района, председатель районного совета депутатов Валентин Чижевский:
-Мы пока политическими вопросами особо не занимаемся, тем более что на данный момент согласно уставу в работе совета — перерыв. Сейчас главное — провести все необходимые мероприятия для подготовки к зиме, не допустить остановки ремонтных работ в школах, дошкольных учреждениях, больнице. Что касается формы избрания главы администрации, то по действующему уставу у нас прямые выборы, то есть всенародные. Если совет депутатов примет решение об изменении формы избрания главы администрации и внесёт соответствующие изменения в устав, тогда пойдём по пути введения сити-менеджера. И в этом отношении мурманских депутатов я лично поддерживаю.
Понимаю, что всенародные выборы — это очень демократично, но, к сожалению, в результате применения данной выборной модели приходят непрофессионалы, которые могут заниматься политикой, но не могут заниматься хозяйством. А на сегодня это очень дорогое удовольствие, так же как и сами всенародные выборы. И когда приходит человек, далёкий от хозяйственной деятельности, никогда не работавший руководителем серьёзного предприятия в системе государственной либо муниципальной службы, а занимавшийся узкими вопросами, трудно ожидать эффективности в решении конкретных хозяйственных задач. Поэтому я за то, чтобы хозяйством — будь оно городским, районным или поселковым — занимался именно профессионал, сити-менеджер. Ряд депутатов поддерживает мое мнение — однозначно нужно переходить на вторую модель, то есть проводить выборы главы-председателя совета из своего состава, а главу администрации нанимать по конкурсу. Только в этом случае мы получим профессионала, способного управлять хозяйством в районе.
Кстати, у нас уже есть практический опыт — Никель и Заполярный живут именно по такой схеме. По Заполярному у нас вообще нет вопросов: там профессиональный сити-менеджер, который полностью их решает. Может быть, есть недочеты, но его работа, его желание сделать жизнь в этом городе достойной — видны, и сегодня жители Заполярного не могут пожаловаться. Такая же ситуация сейчас в Никеле. Правда, в посёлке не всё было гладко с советом депутатов и конкурсом сити-менеджера. Сейчас глава администрации поселения уже официально вступил в должность, и даже глядя из окна видно, как он профессионально приступил к выполнению своих обязанностей.
В Печенге до второго созыва совета депутатов — до 14 марта 2010 года — действовала вторая модель. То есть у них был глава городского поселения Печенга — председатель совета и глава администрации. В прошлом созыве они приняли решение, что внесут изменения в устав, и главу городского поселения будут избирать всенародно. В этом режиме в марте этого года был выбран в одном лице и глава поселения, и руководитель администрации. Но я считаю, что этот переход к первой модели был напрасным. Я всегда нашим депутатам объясняю: первая для нас заповедь должна быть как у докторов — ни в коем случае не навредить. Учитывая, что численность населения Печенги небольшая, соответственно и хозяйство невелико, Эдуард Затона в принципе будет справляться со своими обязанностями. Я допускаю, что один человек может совмещать все функции в каких-то мелких сельских поселениях, но для большинства муниципалитетов Мурманской области модель сити-менеджера - самая оптимальная и продуктивная.
О. Нуреева,
«Мурманский вестник».