8 июля – День семьи, любви и верности
8 июля 1228 года в мужском монастыре близ города Мурома умер инок Пётр, бывший князь Муромский. В этот же день в ближнем женском монастыре почила инокиня Феврония, жена Петра. Исполнилось их чаяние, о чём они истово молились последние годы, – чтобы Бог послал им смерть в один день, так как они не могли жить друг без друга (как лебеди). Так и случилось.
ПОЛОТНО
Причудливо ткётся Полотно Истории. Иные события, влияющие на судьбы народов и государств, канут в Лету, и потомкам остаётся только гадать, отчего случилось именно так, как случилось. А случается, что события незначительные в историческом аспекте вдруг становятся легендарными и так «выпячиваются» на общем фоне Истории, что не знаешь каким боком их втиснуть в бесстрастные строки Летописи.
Впрочем, наш сегодняшний случай не относится к разряду ни тех, ни других, он — наособинку. Но прежде чем о нём мы обрисуем себе (в память) время, когда ЭТО случилось…
Вторая половина XII века, начало XIII-го — время политической раздробленности Руси, междоусобицы (впрочем, это было всегда, чуть вспыхивая или пригашая, вплоть до воцарения в 1613 году Михаила Романова).
1147 год. Первое письменное упоминание о Москве. (Этот год принято считать годом основания Москвы.) Время княжения Ростово-Суздальского князя Юрия, который объединился со своим братом Святославом в борьбе за Киевский стол, на который и сел. А в 1156 году он стремится именно в Москву переместить центр власти (не оттуда ли неприятие киевлянами москальских корней?). Его прозвали Долгоруким за шибко неуёмное желание вмешиваться в дела соседей.
1157-1174 — годы княжения Андрея Боголюбского, стремящегося объединить Русь, но не снискавшего любви народа и Матери городов русских — Киева. Это была Владимиро-Суздальская Русь.
1177-1212 — верховное княжение занимал Всеволод Большое Гнездо. «Большое гнездо» (семья) у него действительно была изрядной, что только усиливало междоусобицы между сродственниками в борьбе за власть.
1185 год — знаменитый (по поэме) поход князя Игоря на половцев (такие походы были тогда делом обыкновенным).
1123 год (31 мая) — действительно исторически значимая битва при Калке.
Как видим, дела разворачивались окрест созидаемой Москвы, и «центровыми» были Ярославль, Ростов, Юрьев-Польский, Суздаль, Владимир, что к северо-востоку от Москвы, а вот в далее к востоку был город Муром (соответственно — к юго-востоку от «центровых»).
Муром, отметим, тогда уже не играл важной роли на политической авансцене, как это было двумястами годами ранее, когда здесь княжил и погиб Глеб, сын Владимира Красно-Солнышко.
Такая вот была диспозиция, когда в «заштатном» городе Муроме случилось ЭТО…
ЛЕГЕНДА
На фоне таких ярких исторических событий наш случай не вырос далее легенды. Но пусть хоть так.
А легенда гласит, что княжеский сын Пётр был болен проказой. И было ему однажды ночью видение: дескать, крестьянка из рязанского села Ласково Феврония, знахарка и ведунья, может излечить будущего князя. Действительно, нашли такую деву, и та пообещала исцелить его (сон, как говорится, в руку). На радостях Пётр поклялся, что если болезнь отступит, то он женится на ней, простой крестьянской дочери. А дальше произошло чудо — он действительно выздоровел! Да только вот об обещании своём «скоропалительном» забыл… Но болезнь напомнила — проказа вернулась. Тут уж Пётр «сложил два и два», покаялся и взял Февронию в жёны. Тогда уж излечился окончательно (на то, видно, она была и ведунья!).
Когда пришла пора Петру княжить в Муроме, воспротивились бояре: не хотели, чтобы княжной над ними была «чёрная крестьянка». Тогда супруги покинули Муром и поселились в деревне. Жили как все, работали на земле и были счастливы.
Между тем «центральные» междоусобицы (см. выше) докатывались и до дальнего Мурома в виде городских смут. Тогда-то муромцы и попросили князя вернуться и править городом. Пётр и Феврония вернулись. И согласно той же легенде правили справедливо и мудро.
Под старость супруги ушли из светского мира и поселились в разных обителях (но поблизости). Где жили и молились до дня 8 июля года 1228 от Рождества Христова.
По завещанию их должны были похоронить в одной гробнице. Но духовенство решило, что не пристало монаху и монахине лежать рядом даже в могиле. Потому — положили отдельно, каждого в своём монастыре. А наутро… их нашли лежащими рядом… Опять — чудо!!
Так и было решено Петра и Февронию Муромских упокоить в одной гробнице. Позже Церковь канонизировала их в сонме святых как покровителей семейного очага, супружеской верности и счастья.
Может, и не так оно всё было, как в легенде. Только они — были, а с ними была их ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ. И была их Лебединая Песня…
Их мощи сейчас находятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря г. Мурома.
СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ
Современный праздник День семьи, любви и верности учреждён по инициативе депутатов Государственной думы. И символично, что первый раз он отмечался в 2008 году — в год Семьи.
Если в 2009-м в Мурманской области было зарегистрировано в этот день 30 семейных пар, то в этом году подано 50 заявлений (именно на этот день!). В разных городах области — Полярный, Североморск, Умба… А вот, к примеру, в отделе ЗАГС ЗАТО Заозёрска в этот день будет проводиться помолвка и чествование юбиляров семейной жизни.
В 2010-м день 8 июля выпал на четверг — обычный рабочий день, когда вообще-то регистрации брака (не говоря уж о других мероприятиях) не проводятся, но вот ныне это — праздник!
К слову, в этот день отделения ЗАГС области не будут регистрировать расторжения брака.
И ещё к слову (в диссонанс праздничному аккорду): Печенгский район «выпал» из праздничных торжеств. Как посетовала начальник отдела ЗАГС района Елена Иванова, несмотря на уговоры зарегистрироваться в «будний день» (но, ещё раз заметим, весьма праздничный!) никто не смог преодолеть в себе «кондовую» установку: только «под выходные» и не иначе! А зря! Теперь можно приоткрыть (post faсtum) маленький секрет: кое-кто лишил себя праздничного сюрприза! Не говоря уже о ручательстве на этот день и особом покровительстве святых Петра и Февронии!
…А у праздника уже есть даже своя медаль, которую будут вручать 8 июля. И есть даже свой символ, такой нежный — ромашка…
В. Волин.