День медицинского работника
Третье воскресенье июня. Государственный праздник – День медицинского работника. На военно-морском флоте РФ он отмечается как День корабельного врача. (Тот же рентген, только в профиль.) Был установлен указом Президиума ВС СССР 10 декабря 1965 года. В просторечии – День медика.
Странно, что одна из самых гуманных профессий так поздно нашла у нас официальное праздничное признание. Впрочем, судя по зарплате, это до сих пор лишь формальное общее признание. Но есть и повседневное, частное признание – у постели выздоравливающего, да даже просто – за заботу и чуткость врача, медсестры (сестры милосердия – называли-то как!), санитарки, – людей, казалось бы, посторонних, но в одночасье становившимися такими близкими в тяжёлый час недуга.
Невольная ассоциация – Клятва Гиппократа. Были, отметим, и другие, отечественные и современные клятвоприношения: Присяга врача Советского Союза (1971 год), Клятва российского врача (1994), Клятва врача России (1999). Впрочем, это только поздние интерпретации; ну, там, без упоминания богов и богинь из пантеона древних божеств, а всё повторяется из той, первой, что древнее, но как-то ближе…
«Направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».
Тема благодатная. Вот и сейчас – ещё ни строчки «о главном» – о здоровье и людях, его несущих, а сколько уже вспомнилось и записалось…
А главным сегодня будет беседа, а для кого-то – знакомство, с заведующим детским отделением Печенгской ЦРБ Николаем Алексеевичем Дурягиным. И выбор этот не за какие-то там «особые заслуги», но – как одного из многих «врачевателей тела» (и души при этом), чья жизнь и профессия так сложились, а в общем называется – судьба…
Знакомимся.
Из биографии:
Родился 16 августа 1952 года в деревне Баклановская Мельница Кичменско–Городецкого района (по названию райцентра – Кичменский Городок) Вологодской области (это в северо-восточной её части). По окончании в 1970 году средней школы поступил в Ленинградский медицинский педиатрический институт, который окончил в 1976 году. 76-80 годы – работал в городе Прокопьевске Кемеровской области, сначала педиатром, потом ЛОР-врачом. А с 1 октября 1980 года – в Никеле. И здесь – участковый педиатр и ЛОР-врач в поликлинике. С 1 марта 1983 года – ординатор (лечащий врач) в детском отделении Печенгской ЦРБ, а с ноября 1984 года был назначен заведующим этого отделения. В этой ипостаси в минувшем году он отметил свой «серебряный юбилей» (один средь прочих). А с 1991 года он по совместительству ещё и неонатолог родильного отделения. (Прим: неонатология – раздел медицины, изучающий особенности организма новорожденных детей и разрабатывающий методы поддержания их нормальной жизнедеятельности.) Что, заметим, логично и правильно: кому как не педиатру «быть у истоков» будущих своих пациентов (ведь как ни здравствуй, а болячка «посетит»: такова жизнь).
Из характеристики:
Имеет 1-ю квалификационную категорию. Обладает высоким профессионализмом (это знания, умноженные опытом), душевной чуткостью и теплотой (а это «искра Божия»). В общении лёгок и с первым посылом – добротой (в чём убеждаешься с первых минут знакомства). «К людям надо относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе, – произносит он старую истину как одно из своих жизненных кредо, и добавляет: А всех детей принимать как родных детей (или внуков, что мне ближе по возрасту моему)». Может потому (есть такой слух) в народе прозывают его местным «доктором Айболитом»…
Прознав про всё это, беседуем.
-Николай Алексеевич, какие ещё были здесь у вас «профессиональные вехи» за четверть века работы?
-29 января 1985 года мы (детское отделение) переселились из старого здания (где ныне родильное отделение) в новый терапевтический корпус, на втором этаже которого сейчас и пребываем. Так что, этот год пребывания для нас юбилейный – 25. Только вот сократилось число детских коек: если в год переезда было 40 мест, то сегодня – 20. Правда, пока сохранили общую лечебную площадь. Что позволяет при наплыве пациентов (как правило, сезонном; последний раз этой весной было 32 больных) установить дополнительные койко-места. Есть возможность размещения с детьми взрослых (до трёх лет – обязательно, на что есть соответствующее распоряжение Минздрава; в других случаях – по обстоятельствам).
-Меньше больных – это признак оздоровления нового поколения или?..
-Не думаю, что наши дети стали здоровее, скорее наоборот, сообразно общей социально-экономической ситуации в обществе сегодня. Но детская заболеваемость снизилась и от того, что, во-первых, больше матерей стали находиться в декретном отпуске с детьми до трёх лет, а то и больше в силу разных причин: кто-то по безработице, другие имеют возможность, а третьи вынуждены «сидеть с детьми» по необходимости из-за отсутствия мест в детских садах, убыль (отъезд) населения: мы помним, что если в Никеле в начале 80-х было до 27 тысяч жителей, то сегодня – 16-17 тысяч (с соответствующей пропорцией в детях). Но эти истоки, понятно, за пределами медицины. А вот то, что меньше детей посещают сегодня детсад – в этом есть и медицинская причинно-следственная часть: меньше массовой заболеваемости теми же простудными болезнями, чему дети неминуемо подвержены при их скоплении в одном месте.
-Так это благо для всех, когда меньше больных в стационаре…
-Как ни странно прозвучит, но в нынешней организации системы здравоохранения за этим следует большой урон. Поясню:
Меньше коек – меньше врачей. Если раньше я как заведующий вёл на полставки больных и был ещё врач-ординатор, то теперь я остался один. И дело не в том, что я не справляюсь или на мне слишком большая нагрузка. А в том, что если я, допустим, заболею (все мы люди, и врачи тоже болеют) – так нет взаимозаменяемости!
К тому же, участковый врач из поликлиники (если взять) – это иной уровень, другая сфера. Да он и не пойдёт сюда, потому что оплата труда в стационаре в несколько раз ниже, чем на участке (это тоже надо учитывать, но наши чиновники от медицины так, видимо, не считают). Деньги – один из факторов престижа и признания государством важности (нужности) профессии такого профиля. Отсюда – молодёжь в стационар не идёт (у них по востребованности есть выбор), и остаёмся мы, люди предпенсионного возраста. И это общая тенденция.
А возвращаясь к тому – «если что со мной», – «оголится» сразу два отделения в Никеле – родильное (неонатолог) и детское (педиатр). К этому присовокупим – сегодня, с 1 июня осталось на весь район действующим только одно детское отделение в Никеле (на время отпуска заведующего врача-педиатра в Заполярном). А если он совсем уйдёт (есть такой слух)? – Мест у нас здесь хватит (сегодня 20 коек в Заполярном и 20 – в Никеле, а площадь, как уже говорилось, у нас позволяет развернуться), но территориально «оторвётся» большой «куст»: Лиинахамари, Печенга, Корзуново, Луостари, Заполярный… Это в мегаполисе 20-30 километров – не расстояние, а у нас в непогоду, когда «закрываются» дороги…
Вот наши насущные проблемы сегодня – в организации труда, прежде всего, а не в том, как и чем лечить. Лечить, замечу без ложной скромности, мы умеем, да и есть чем сегодня. Но вот устроить, очеловечить (чтоб действительно было для человека) процесс лечения у распорядителей от здравоохранения не получается пока. А глядя на то, что и как у них получается, оптимизма на перспективу не вызывает.
А в реалиях дня – сокращения и сокращения. И почему-то, лечащего и обслуживающего персонала в первую очередь. Понятно, что оптимизация труда нужна, но, может, не там и не так?..
***
Течёт дальше пространная наша беседа, а в мыслях, словно перед глазами – слова Вечной Клятвы:
«…в какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного…».
Уже трещит по швам газетный формат, а мы всё говорим о многом и разном: о генезисе (возникновении и процессе развития и особенностях) заболеваний у нас в Заполярье, о профилактических мерах и пользе прививок, о вакцинах и сыворотках. Всё это может стать уже темой другой, отдельной публикации. А здесь и сейчас остановимся на «злобе дня». И пусть не празднично, но, видимо, наболело у наших эскулапов-
тружеников...
А за труд и заботу их о нас, болезных, хочется сказать сегодня перифразой из той же «клятвы всех времён» – Пусть будет дано им счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена!
В.Волин
А че, у нас закрыли хирургию и терапию, а в Заполярном можно прикрыть детское отделение, к нам деревенщины-западлисты покатаються. Мы же ездим к ним.
Куда смотрел Айболит когда кандидаты на выборы рвались , нет что бы сразу диагноз поставить...
Ну ты и подонок уродливый. Бог тебя, покарает за твои слова.