Попала на праздничный вечер для ветеранов войны и труда, устроенный школой № 3 (п. Никель), вместо ветерана ВОВ, отказавшегося идти из-за плохого самочувствия. «Не пойду», – решила я, глядя на пригласительный билет. Но что-то в нём зацепило моё внимание. Перечитывая безыскусные фразы, вспомнила своё послевоенное полуголодное полураздетое детство.
Бурная, пёстрая жизнь конца 40-х и начала 50-х годов в южных республиках СССР сильно отличалась от трудовых будней разрушенных и разграбленных городов. Моя мать со мной и братом-грудничком скиталась по азиатским населённых пунктам в поисках сытой и удачливой жизни, как и сотни тысяч таких же обездоленных войной.
Первый класс я закончила в Алма-Ате, а со второго по пятый училась в небольшом городке под Ташкентом, заселённым в основном пришлым людом, отличавшимся друг от друга и цветом кожи, и языком общения, и бытовым укладом… Но, несмотря на это, почему-то все радовались друг другу и пели одни и те же военные и патриотические песни на русском языке. Нас, детей разных национальностей, объединили жажда знаний и русская советская школа.
Школа была любимым местом, где мы постигали не только надлежащие знания, но и учились петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, участвовали в литературных, математических кружках, ставили пьесы, выпускали стенгазеты… Обедали там же, в буфете, где на пять копеек нам давали миску каши с компотом. Многие из нас не обедали, чтобы потратить эти деньги на учебники, художественные книги или фильмы с участием Л. Орловой, С. Столярова, Ч. Чаплина. Не один раз бегали на «Зою Космодемьянскую», «Подвиг разведчика»…
Вероятно, мы все: учителя и учащиеся, были немного похожи на ненормальных, потому что нас из школы надо было выгонять по вечерам – столько было занимательных и замечательных дел. Мы с энтузиазмом готовились к праздничным представлениям для защитников Родины, среди которых немало было инвалидов, людей потерянных, с поломанной судьбой. С трепетом в сердце разносили пригласительные, написанные аккуратным ученическим почерком, и также приветливо встречали у дверей школы своих героев войны, тогда ещё молодых и сильных, как теперь встречали ветеранов нынешние учащиеся.
Часто вечера заканчивались на площади перед школой, которая по необходимости в нужное время превращалась то в футбольное поле, то в арену для цирковых артистов, канатоходцев, «глотателей» шпаг, или местную «Красную площадь», где по праздникам маршировали военные, трудящиеся и школьники; или в танцевальную площадку, куда высыпали празднующие компании из близлежащих домов. Обязательно появлялись гармонисты, заводилы. Были конкурсы, игры, песни…
Не помню, чтобы кто-то распивал спиртное и закусывал, а потом площадь превращалась бы в мусоросборник. Очень строго в те годы, как и в военное время, следили за порядком и общественной санитарией.
Кем бы стали мы, если бы не наши замечательные педагоги и воспитатели-энтузиасты? Они и военные песни научили нас стремиться к вершинам знаний, любить Родину, быть добрыми и неравнодушными к чужим бедам… Ведь подавляющее большинство из моего поколения до глубокой старости остались трудолюбивыми, чистыми душой, с наивными понятиями, терпимыми к трудностям…
Не пожалела, что попала на концерт в школу № 3. Наблюдая за происходящим, я увидела и почувствовала до боли знакомую обстановку творческой суеты организаторов и «артистов». Что-то шло гладко, что-то шероховато, зато сколько неподдельных эмоций в глазах, голосе, зажатости некоторых «артистов» — и всё это, как дорогой бриллиант, был подарен мне и другим ветеранам.
Пройдёт много времени. Не будет нас. Но останутся ностальгические воспоминания о счастливых минутах творческого общения со сверстниками, педагогами и ветеранами у нынешних молодых людей.
Третья школа не в первый раз проводит встречи с ветеранами войны и труда. Одна из первых в районе она удивляла многих неординарным подходом ко всем мероприятиям и новшествам, какие она выдавала.
Удивляла, потому что к началу 90-х годов не многие школы пытались найти новые методы работы и воспитания подрастающего поколения. А третья школа шла своим путём и достаточно успешно. Смелость и решительность – её отличительные черты. Нынешний праздничный вечер не субсидировали официальные органы, но школа нашла выход и здесь.
Самое главное, о чём хочется сказать, это доверительные отношения учителей и учащихся. В этот вечер у них было единое дыхание и одна задача на всех – оказать достойное внимание пожилым людям, выразить своё уважение к ним и сказать, что они всегда будут помнить подвиг своих дедов и бабушек и всех, кто сражался и трудился, защищая и восстанавливая страну.
Хочется надеяться, что дети, подготовившие представление для ветеранов и поющие песни о войне и победе, никогда не станут подлецами, и вырастут хорошими людьми, любящими свою страну, свой край, своих педагогов, соседей, друзей, свой дом, свой подъезд…
Надо было слышать как вокальная группа, называемая «Республика Территория», с большой ответственностью выступила с песней «Журавли». А первоклассники (кл. рук. Е.А. Ветринская) с энтузиазмом и пониманием сути текста спели «Три танкиста». Понравилась собравшимся и пахмутовская «Надежда», трогательно исполненная вокальной группой из 8 «А». Хорошие голоса продемонстрировали пятиклассники Н. Щукин и Е. Безушко с песней «Первым делом самолёты». А Н. Щукин спел ещё и песню «Там за туманами», сложноватую для исполнителя, но Никита справился.
По-взрослому, серьёзно читали стихи Н. Большаков и Е. Базарова.
Ветераны с особой радостью приняли песню «Серые шинели», которую представил Е. Дементьев и стихи К. Симонова «Жди меня», которые прочёл шестиклассник А. Попов.
Потенциальные творческие возможности показали участники литературно-музыкальной композиции «А зори здесь тихие» под руководством Е.Ю. Зайцевой. С некоторой доработкой эту постановку можно вынести за стены школы на другую аудиторию. Будет жаль, если хорошие задумки канут в небытие.
Помогали подготовить концерт вместе с директором школы и его заместителями музыкальный руководитель М.Ф. Медведева, школьные повара и весь педагогический коллектив школы. В роли ведущих-затейников (что у них замечательно получилось) выступили А. Старухина и Н. Костюк. А придумала весь этот «сыр-бор», режиссировала и очень переживала вожатая А. Степанец.
Финансовую же помощь оказали В.Н. Макаревич, В.С. Рожкин и коллектив магазина «Колесо».
Помогли и пограничники в лице подполковника С.И. Красовского, его подчинённых Л.В. Степанец и С.Н. Фоменко.
Спасибо за всё, третья школа. Виват, Россия!
Е. Хван.
Фото из архива шк. № 3.