Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
17.03.2010 Выпуск 2207 | Печенгский район | ...
"Дворцовый" полет не удался

28 мая 1988 года Дворцовая площадь Ленинграда вполне могла бы превратиться в «Шереметьево-4» – по аналогии с «Шереметьево-3», как наш остроумный народ окрестил Красную площадь после посадки на неё за год до этого немецкого пилота Матиаса Руста. Предотвратили второй скандал никельские пограничники.

Об этой истории практически ничего неизвестно, в прессу она не просочилась. И на то были причины. О том, какие события сложились в День пограничника на Никельском участке государственной границы, рассказал очевидец — полковник Алексей Асташкин, в то время служивший на заставе заместителем начальника по политчасти.

-В 16.45 поступил сигнал с поста наблюдения одного из участков о том, что солдаты наблюдают пересечение государственной границы лёгкомоторным самолётом, – вспоминает Алексей Михайлович. – Дежурный доложил начальнику заставы старшему лейтенанту Михаилу Шумилову, но мы поначалу даже не поняли масштабов того, что произошло.

В это время на заставе находились гости, среди которых присутствовал командир точки ПВО, располагавшейся неподалёку, приехавший поздравить пограничников с профессиональным праздником. Ему сказали об этом, он тут же позвонил в свою роту, рассказал о ситуации, на что ему ответили, что посту ничего об этом неизвестно. Позвонили вновь на вышку, и солдаты подтвердили факт пролёта самолёта, причём и пилот прекрасно их разглядел, так как шёл на низкой – 70-75 метров – высоте, и даже головой пограничникам покивал.

О случившемся срочно сообщили в отряд, и выяснилось, что с соседней заставы прошёл аналогичный доклад. Причём на втором участке всё выглядело достаточно анекдотично. Начальник заставы старший лейтенант Александр Ерохин также принимал поздравления от гостей. Они вышли на крыльцо, и тут в небо посмотрел один из приехавших друзей и мечтательно протянул: «Как хорошо тут у вас! И самолётики летают!», – последователь «подвига» Руста чётко прошёл над заставой.

Далее события развивались по двум направлениям. Автодороги служили пилоту ориентирами, потому пролетающий низко самолёт видели многие. А поскольку заграничные руководители полёта следили за ним, прослушивали переговоры между пограничниками и ПВО (ведь связь не была такой, как сейчас), его развернули обратно. Он прошёл в районе Никеля, затем над Борисоглебским и скрылся.

Но настоящая битва развернулась на нашей территории – между пограничниками и представителями войск противовоздушной обороны — за честь мундира.

-Разбираться в произошедшем приехала большая комиссия, в составе которой были и представители ПВО, и руководства Погранвойсками, и даже член Центрального комитета партии, – продолжает Алексей Асташкин. – Причём основная их задача – опровергнуть этот факт, доказать, что ничего подобного попросту не было, и этот полёт – досужая выдумка пограничников. Почему так было, мне сказать трудно. Самой странной казалась позиция члена ЦК, защищавшего ПВО. Но нам повезло потому, что, в первую очередь, солдаты, стоявшие на вышке, имели незаконченное высшее образование и были очень грамотными. Они чётко и по-пограничному профессионально отвечали на вопросы комиссии, следователей прокуратуры – смогли определить высоту и дальность полёта, правильно расставить акценты. Впрочем, всем свидетелям задавалась и масса глупых вопросов, таких как, к примеру: «А почему это тут у вас вертолёты летают, а раньше они почему-то не летали?», на что им отвечали, что когда всё было спокойно, то и повода к полётам не было, а сейчас необходимость появилась. Но ничто не убеждало.

Это сейчас полковник Асташкин, как и все другие очевидцы произошедшего, понимают, почему ЦК выступал на стороне ПВО, ведь второй случай, когда проморгали самолёт-нарушитель – это страшный, сокрушительный удар по всей противовоздушной системе СССР.

Спасло пограничников и то, что, как оказалось, на пэвэошной точке вообще не записывались никакие переговоры с пограничниками – уже в течение трёх месяцев не работал магнитофон. Телефонный разговор об этом случайно удалось услышать самому Асташкину. И когда член комиссии, заместитель начальника Погранвойск КГБ СССР, генерал-лейтенант Иван Вертелко доложил об этом, факт тотчас проверили – всё встало на свои места, и члену ЦК было уже нечем крыть.

-Конечно же, мы прекрасно понимаем, что системы ПВО не могли увидеть этот самолёт, как и в первом случае – у станций мёртвая зона 100 метров, а нарушитель летел гораздо ниже. Потому и весь этот фарс был устроен для того, чтобы скрыть инцидент. Но всё же именно мы, пограничники, предотвратили попытку похоронить систему ПВО Советского Союза. Ну а наших ребят потом наградили знаками «Отличник погранвойск» 2 степени.

Как выяснилось позже по неофициальным каналам, нарушителем границы в Заполярье оказался человек, тренировавший Руста перед его полётом. Возможно, он побоялся, что второй раз советское государство не будет так «гостеприимно», тем более что на этот раз самолёт был замечен, пусть и не силами ПВО. Так что «Дворцовый» полёт воздушным хулиганам не удался.


М. Доценко


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru