Сначала — в двух словах о реформе электроэнергетики вообще. Она у нас шла по пути последовательного раздробления всей системы. Это может нам нравиться или не нравиться, но это — свершившийся факт: единой энергетической системы в стране более не существует. Бывшее РАО ЕЭС России раздроблено на множество мелких кусочков, каждый из которых отвечает лишь за свой участок работы.
Первый участок - генерация электроэнергии. Этим занимаются генерирующие компании. Например, любая гидроэлектростанция или несколько ГЭС, объединенных в одно предприятие. Они вырабатывают электроэнергию и продают ее на оптовый рынок. И к ее дальнейшей перепродаже уже никакого отношения не имеют. Так что в этой статье генерирующие компании упоминаться далее не будут.
Следующее звено - энергосбытовые компании. Это перепродавцы электроэнергии, они покупают ее на оптовом рынке или у других энергосбытовых компаний и продают потребителям. В Мурманской области энергосбытовыми компаниями являются, например, Коларегионэнергосбыт или Колэнергосбыт. Сбытовики обязаны заключать договор о продаже электроэнергии с потребителями и о передаче электроэнергии - с сетевыми компаниями.
Затем, сетевые компании - они отвечают за передачу электроэнергии потребителю и обслуживают высоковольтные сети. Сетевой компанией является, например, любая горэлектросеть. Продавать электроэнергию потребителям (как это было в недалеком прошлом) сетевики не имеют права - таково требование закона.
И, наконец, коммунальные предприятия – различные службы заказчика, управления ЖКХ, появившиеся уже кое-где управляющие компании и т.д., которые покупают электроэнергию у энергосбытовых компаний и продают населению.
Заметим, что пока коммунальные предприятия в общую цепочку включены не везде. Во многих муниципальных образованиях население покупает электроэнергию непосредственно у энергосбытовых компаний. Но скоро и это изменится: как только на рынке ЖКХ повсеместно заработают управляющие компании (это должно произойти с 1 мая), Управляющие компании по закону обязаны покупать энергию у сбытовиков и продавать ее жителям.
Повторимся, все происходящее может нам нравиться или не нравиться - это уже не суть важно: таковы существующие правила игры. Других нет.
Впрочем, взаимоотношения организаций внутри всей системы энергоснабжения, жителей, пожалуй, волнуют меньше всего. Об этом полезно знать для общего понимания ситуации. Для нас же гораздо важнее выяснить: сколько мы должны платить за электроэнергию? И насколько эти платежи могут вырасти в ближайшем будущем?
Для начала разберемся, из чего складываются сейчас затраты на электроснабжение для каждой отдельной семьи. Пока здесь всего два пункта. Первый - оплата электроэнергии, употребленной на личные нужды. Здесь все ясно: большинство квартир снабжено индивидуальными электросчетчиками. И сожженные киловатты оплачиваются по тарифам, которые устанавливаются раз в год для жителей всей области (отдельно — для тех, у кого газовые плиты, отдельно — для тех у кого плиты электрические). Если индивидуальных счетчиков нет, то расход электроэнергии (и, соответственно, плата) рассчитывается по нормативам. Эти нормативы сильно устарели, их надо пересматривать. Но это - тема для отдельного разговора, поскольку квартир без индивидуальных счетчиков у нас не так уж и много.
И второй пункт - энергоснабжение мест общего пользования. Сюда входит плата за работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: приборы освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, домофоны, усилители телеантенн коллективного пользования и т.д. Эти расходы включены в квартплату (графа «содержание и обслуживание»). И они также рассчитываются по нормативам.
Так обстоит дело сейчас. Но во всей этой системе есть огромный пробел. Дело в том, что и нормативы расхода электроэнергии для энергоснабжения мест общего пользования также сильно устарели. И не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Кроме того, в жилых домах сжигается очень много неучтенной энергии.
Скажем, такой пример: расход электроэнергии в жилом доме составил 2000 киловатт за месяц. Из них 1500 киловатт, как показали индивидуальные счетчики, сожгли жильцы. Около 100 киловатт, в соответствии с нормативами, должно было уйти на энергоснабжение мест общего пользования. Вопрос: куда делось еще 400 киловатт?
Цифры, конечно, здесь приведены очень приблизительные, но сам принцип отражен верно. Причем 400 киловатт исчезнувшей электроэнергии — это еще немного для такого дома. По расчетам энергетиков, неучтенные потери могут составлять до 30 процентов (и более) от всего энергопотребления жилого дома.
В чем дело? Откуда взялся перерасход? Перечислим лишь некоторые, самые очевидные причины его появления.
Первая - это хищения и безучетное потребление электроэнергии. Имеет место тотальное воровство электроэнергии во всевозможных магазинчиках, офисах, кафе, торговых палатках, стоящих рядом с жилыми домами и находящихся в цокольных этажах. Есть и нечистые на руку жильцы-умельцы, научившиеся прятать электрические "концы" так, что не найдешь. Это и использование всевозможных жучков, и бесконечные перепланировки квартир, когда используется энергоемкая техника, которую подключают, минуя внутриквартирный электросчетчик.
Кстати, даже энергопотребление обычных домофонов, которые сейчас распространены повсеместно, никак не учитывается в старых нормативах, а они ведь тоже ни к какому счетчику не подключены.
Идем дальше. Второй источник потерь — увеличение количества бытовой техники, используемой жильцами.
Нормативы энергопотребления для жилых домов рассчитывались тогда, когда каждая советская семья имела дома, как правило, по одному телевизору, холодильнику, утюгу, когда не было никаких компьютеров, микроволновок, посудомоек, подогрева полов и так далее. Сейчас все это есть, соответственно, увеличилось энергопотребление всего дома.
Электричество имеет обыкновение "теряться", проходя по проводам, поскольку провода обладают таким свойством, как сопротивление. При этом объем потерь напрямую зависит от объема потребления электроэнергии. И если, скажем, раньше жильцы одного дома потребляли 500 киловатт в месяц, из них, допустим, 20 киловатт составляли потери (здесь и далее цифры для простоты восприятия приводятся очень приблизительные, понятно, что все зависит от многих факторов: количества жильцов, качества проводки, ее длины, структуры и т.д.), то теперь потребляют 1500 киловатт, потери - уже 60 киловатт. А по нормативам считается, что теряются все те же 20 киловатт.
В настоящее время вся эта неучтенка тяжелым бременем ложится на сетевые компании, те же горэлектросети, потому что платить за перерасход никто не хочет. Но все резко меняется, если в доме появляется общедомовой счетчик электроэнергии. Тогда за весь общедомовой перерасход придется платить уже самим жильцам. А такие счетчики непременно начнут появляться, как только к своим обязанностям приступят управляющие компании.
Жильцы, конечно, в этом не очень заинтересованы. Зато заинтересованы сетевики, которым нужно, наконец, разобраться с потерями, и управляющие компании, которых установкой общедомовых счетчиков (причем не только на электроэнергию, но и на газ, воду, тепло) обязывает заниматься законодательство.
В Мурманской области есть города, в которых общедомовые приборы учета электроэнергии уже установлены в каждом доме. Это Кандалакша, Ковдор, Снежногорск. Прямо скажем, изменение размера платежей за электроэнергию, особенно появление в них графы «расходы по общедомовому счетчику», вызвало негативную реакцию у жителей. Хотя расходы по этой статье оказались в большинстве случаев не так уж и велики - 8-10-15 рублей на человека в месяц (в зависимости от дома). Но ведь даже 8-10 рублей никогда не бывают лишними.
Однако и с этим вряд ли кто-либо будет спорить, новый подход к учету потребления коммунальных услуг более справедлив. Нас обязывают платить за электроэнергию, которая реально сжигается в нашем доме, а не за киловатты, рассчитанные по каким-то устаревшим нормативам. Пусть это даже и не всем выгодно, зато - все по-честному.
И еще об одном моменте хотелось бы рассказать. Жители Кандалакши, Ковдора, Снежногорска после установки общедомовых счетчиков, сразу же стали задаваться вопросами, которые раньше им и в голову не приходили. Например: а не подключен ли какой-нибудь магазин к сетям их дома? Проверяется ли кем-нибудь наличие жучков, перемычек, обходящих счетчики, на проводке, ведущей к квартирам особо хитрых жильцов? Как можно воздействовать на жильцов, которые не платят за электроэнергию? Или даже: а нельзя ли установить отдельный счетчик для одного подъезда жилого дома? И так далее.
Люди начали считать киловатты, интересоваться вещами, которые затрагивают не только их лично, но и весь дом. А это очень хорошо. Потому что, когда мы, наконец, начнем интересоваться тем, что происходит за дверями нашей квартиры, тем, что происходит хотя бы в пределах нашего дома или двора, тогда, может быть, в жилищно-коммунальном обслуживании и начнутся перемены к лучшему. Но это уже совсем другая история.
Дмитрий Астафьев