Как известно, не так давно в ОВД по Печенгскому району сменилось руководство. После выхода на пенсию Михаила Шлапака исполняющим обязанности начальника стал Константин Малаев. Мы встретились с ним, чтобы задать ему несколько вопросов.
-Я считаю, что главную оценку деятельности милиции должно давать население района, – говорит Константин Николаевич. – А ведь люди обычно судят о деятельности милиционеров по следующим критериям: можно ли спокойно пройтись по улицам вечером? можно ли отпустить одного ребёнка вечером на прогулку? не опасно ли ходить в увеселительные заведения? Наконец, безопасно ли ездить по дорогам, не опасаясь лихачей? Эта оценка более важна для нас, чем другие. И вот по этим параметрам, я считаю, мы показываем неплохие результаты. Даже несмотря на то, что со стороны нашего руководства ОВД по Печенгскому району поставлен «неуд».
Если посмотреть на цифры, то видно, что да, произошёл рост зарегистрированных преступлений на 13%. Но если посмотреть, откуда он взялся, то вырисовывается любопытная картина. Оказывается, в первую очередь из-за мелких краж и грабежей, совершённых без применения насилия. Моё мнение — это связано, прежде всего, с тем, что доступ на территорию комбината стал для преступников затруднён, к тому же упала цена на металлопродукцию комбината, почему заниматься кражами файнштейна стало менее выгодно. В результате большинство тех, кто раньше воровал продукцию «Печенганикеля», переключились на кражи из квартир, машин, гаражей. А это гораздо легче отслеживать, чем преступность на комбинате, которая была в основном латентной, то есть скрытой. Зато у нас, судя по тем же цифрам, резко уменьшилось количество жалоб на бездействие милиционеров, выросло число тех, кто обращается к нам, а значит, надеется на положительный результат. Так что, как видите, говорить о том, что всё плохо в Печенгском районе — не приходится.
-Какие сегодня задачи стоят перед вами?
-Первое — это попытаться профилактическими методами сбить тот вал преступлений общеуголовной направленности, который нас накрыл. Второе — серьёзно заняться уже совершёнными преступлениями, чтобы был действен принцип неотвратимости наказания. Третье направление в нашей работе — более тщательно расследовать хищения из цехов Кольской горно-металлургической компании. С этой целью была сформирована временная бригада по оперативному обслуживанию площадок КГМК, куда вошли как сотрудники УВД по Мурманской области, так и местные милиционеры. Могу сказать, что уже есть существенные наработки в этом направлении, и в ближайшем будущем, когда появятся уголовные дела, они обязательно будут озвучены.
-Вы принимаете претензии со стороны департамента службы собственной безопасности Кольской ГМК в свой адрес?
-Большей частью да. По всем зарегистрированным фактам хищений были проведены проверки, и по большинству из них возбуждены уголовные дела, сейчас проводится расследование. Мы уже достигли договорённости с департаментом собственной службы безопасности КГМК, чтобы там, где территория принадлежит комбинату «Печенганикель», были поставлены предупреждающие таблички о принадлежности территории градообразующему предприятию. Это необходимо сделать даже в условиях сегодняшнего кризиса, потому что основная сложность как раз в этом и заключается. Например, идёт человек, видит какую-нибудь железяку, берёт её и сдаёт в пункт приёма металла. А потом выясняется, что он украл принадлежащее компании имущество. Но ведь нигде же не написано, что эта земля принадлежит КГМК!
-Много вопросов у жителей района возникает и по поводу контрактников, которые в свободное от службы время ведут себя не всегда законопослушно.
-Надо сказать, что сейчас регистрируется меньше преступлений со стороны военнослужащих, чем это было, скажем, в 2007 году, когда контрактная служба проходила стадию становления в районе. С тех пор мы провели поистине титаническую работу с командирами войсковых частей, органами военной прокуратуры, прокуратуры района, ФСБ, местных властей с тем, чтобы выработать какой-то совместный план действий. Как видим, остроту проблемы удалось снять, по крайней мере никаких вопиющих фактов в последнее время уже не фиксируется, и в будущем, я надеюсь, хлопот со стороны военнослужащих у нас будет значительно меньше.
-Борьба с наркотиками всегда была одним из приоритетных направлений в деятельности милиции. Какие успехи здесь наблюдаются?
-Действительно, борьба с наркотиками была для нас всегда приоритетной, тем более для меня как для начальника криминальной милиции. Начиная с конца 2008 года специально для работы в этом направлении был выделен наиболее подготовленный и опытный сотрудник. Это дало свои положительные результаты — стало выявляться больше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно относящихся к категории тяжких и особо тяжких, то есть имеется в виду сбыт наркотических веществ. Иначе говоря, всем видно, что мы боремся на этом фронте не за статистику — задержали наркомана, нам поставили плюс в показателях — а занимаемся реальной работой, направленной на пресечение каналов поступления зелья и его сбыта. В связи с этим хотел бы заметить, что появление в районе филиала федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков ещё в большей мере способствовало бы активизации работы в этой сфере.
-Не секрет, что с кадрами в районе сейчас напряжённая ситуация. И милиция, как и все, тоже испытывает кадровый голод. Есть ли пути выхода из создавшегося положения?
-Кадровая проблема — одна из наиболее острых. Подготовленных сотрудников действительно взять неоткуда. Тем более что сейчас всё больше людей идут в правоохранительные органы работать, а не служить. А в милиции надо именно служить. Поэтому люди оказываются не готовыми сутками находиться на рабочем месте, забывая о доме и семье. Конечно, мы пытаемся найти выход из этого положения. Например, приглашаем сотрудников из других регионов России. Так, уже подобраны офицеры на замещение вакантных должностей участковых инспекторов. Считаю, что именно эта служба является главным связующим звеном между милицией и населением. Рассчитываем, что до нового года все вакансии в этом подразделении будут закрыты. Понятно, что сейчас на первый план выходит денежный вопрос. Но здесь нам в помощь новое положение, принятое на федеральном уровне, согласно которому введена доплата за непрерывность службы в должности участкового инспектора. Кроме того, когда рассматривалась районная программа «Правопорядок», я внёс предложение премировать лучших участковых, инспекторов ПДН, милиционеров патрульно-постовой службы, офицеров ДПС. Пройдёт ли моё предложение — покажет время.
-Константин Николаевич, мы в газете «Печенга» довольно часто ставим информацию о «телефоне доверия», существующем в ОВД по Печенгскому району. Пользуется ли он, так сказать, популярностью?
-К сожалению, нет. Как мне кажется, главная трудность здесь — в менталитете. Скажем, не привыкли у нас, видя как человек садится пьяным за руль, сразу звонить в милицию, хотя во всех цивилизованных странах это считается нормой. Или вот ещё пример. Забираем мы пьяных подростков в дежурную часть и в соответствии с законом вызываем родителей. Кого начинают проклинать родители, приехав за детьми? Очень часто отнюдь не своё провинившееся чадо, а нас!
К тому же некоторые боятся, а другие просто не верят в положительный исход дела, позвонив по «телефону доверия». А напрасно! Вот, например, последний случай, когда помощника оперативного дежурного в Заполярном обвинили в превышении служебных полномочий. В прессе активно обсуждалось, как против него возбудили уголовное дело, уволили из правоохранительных органов, заключили под стражу. Однако при этом почему-то никто не упомянул, что пострадавший человек первым делом пришёл к бывшему начальнику ОВД по Печенгскому району Михаилу Шлапаку, а тот не стал прикрывать провинившегося сотрудника, а принял все полагающиеся в таких случаях меры.
Так что если кто-то думает, что победить преступность под силу только правоохранительным органам, то он ошибается. Победить её можно только сплочёнными усилиями граждан и милиции, как это произошло, например, в случае с бывшим военнослужащим, осевшим в районе, который оказался повинен в многочисленных кражах из гаражей.
Когда мне начинают говорить, что милиция не хочет заниматься раскрытием преступлений, связанных с теми же наркотиками, я всегда на это отвечаю: я такой же житель района, как вы, у меня тоже есть дети, и я не хочу, как любой нормальный отец, чтобы они стали наркоманами. Я же не могу держать их постоянно при себе, водить за ручку, они точно так же, как все, общаются со своими друзьями, гуляют по улицам. Поэтому я даже больше других заинтересован, чтобы наркотиков в районе не было.
Ещё раз повторю: только совместными усилиями преступность в районе можно снизить до минимума. Эта цель достижима, было бы желание. У нас оно есть, а вот насчёт граждан… Пусть каждый об этом подумает, видя как готовится или совершается преступление.
А. Булыгин