Православный календарь
Октябрь. Название этого месяца повелось от латинского octo – восемь, т.к. он был у римлян восьмым месяцем (год у них начинался с 1 марта). Наши предки называли его листопадом (причинно-следственная связь понятна). А в Малороссии он звался падзерником (падзерники означает кострики, что тоже не требует пояснений).
В православном календаре этот месяц отмечен праздником Покрова пресвятой Богородицы. (Но, полагаю, детальнее вспомнить о нём и его глубоких русских традициях уместнее будет отдельно и ко времени.) Кроме того, в октябре мы вспоминаем о трёх апостолах, которых в этом месяце особо чтит Церковь, трёх личностях, жизнь и подвиги которых столь удивительны и таинственны, что на фоне их бытописания (даже штрихом – упоминанием, как мы сделаем сейчас) меркнуть самые невероятные придумки «крутого» романа. А ведь за нашими словами не выдумки, а факты.
Итак, о первом из них.
9 октября (пятница). День памяти апостола, евангелиста Иоанна Богослова.
Читая дошедшее до нас его письменное наследие – Евангелие, которое за проникновенность и чувственность называют Благовестием Любви, Книгу Откровения (Апокалипсис – видения о судьбах мира), написанную им на острове Патмос, и три Соборных Послания, что вместе стали частью Нового Завета, – нам трудно представить, что Иоанн был родом из бедной рыбацкой семьи и не мог в своё время получить последовательного образования. Между тем (и труды его тому подтверждение), он достиг высоких духовных вершин. Младший брат апостола Иакова, он, по свидетельствам современников, ещё при жизни был общепризнан и высокочтим не только в миру, но и среди других апостолов. При жизни он получил прозвание Богослова, человека, несущего в себе Слово Божие. А жизнь его была долгой…
По преданию Иоанн умер где-то между 105-110 годами н.э., прожив, таким образом, более века, переживя всех 11 своих «братьев во Христе», уже принявших к тому времени мученический венец за Веру.
Он был учеником Иоанна Крестителя. От Предтечи последовал с Иисусом и стал свидетелем всех основных вех земного пути Спасителя. Иоанн видел преображение лика Иисуса на горе Фавор, о чём поведал нам в своём Евангелии. В Иерусалиме четверговским вечером он был на так называемой Тайной Вечери рядом с Иисусом. Стал свидетелем ареста Учителя в Гефсиманском саду в ночь на пятницу. Утром пятницы присутствовал на публичном осуждении Пилатом Иисуса на смерть, а днём – на казни на Голгофе.
По преданию (может это более поздняя легенда, так как не всеми евангелистами одинаково отражён тот факт) последние слова Иисуса, сказанные им с креста: «отныне это мать твоя», обращены были именно к Иоанну, которого казнимый нашёл взглядом в толпе рядом со стоящей здесь же Марией. Как бы то ни было, потом Иоанн жил в Иерусалиме, заботясь о Марии вплоть до её смерти (успения), после чего переселился в
Ефес (Малая Азия), где прожил в окружении учеников до самой смерти.
Впрочем, не всё так гладко. В его жизни затейливым калейдоскопом сложились аресты с чудесными (иначе не назовёшь) побегами и избавлениями тем от казни, ссылки с сопутствующими путешествиями и кораблекрушениями, даже интрига «чаши с ядом» была, и всё с неизменным happy endом, и проповеди, проповеди…
Даже последовавшая за всем этим смерть и таинственное исчезновение (?!) останков апостола сохранили над образом некий флёр мистики и романтики (если такое словоупотребление здесь уместно). Интересно? – Тогда читайте: всё, о чём здесь сказано лишь намёком, общедоступно в литературе.
Величие каждого мы оцениваем не только по трудам и воспоминаниям об ушедшем, что ложатся в память потомков, не только по финальному аккорду подвига, что осмысляет всю жизнь. В долголетии, долготерпении, неуклонной последовательности и несгибаемости в вере – таким видится мученический венец Иоанна и его величие.
(Продолжение следует)
В. Волин