Современные задачи, стоящие перед общим образованием, сформулированы в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», объявленной Президентом в ежегодном послании Федеральному Собранию в ноябре 2008 года. Среди них и привлечение в школу людей, любящих и умеющих работать с детьми, развитие учительского потенциала. Ведь именно преподавательские кадры — наряду с материальными – являются одним из главных базовых условий качественного образования.
Готовы ли и могут ли реализовывать новую образовательную инициативу мои коллеги? Ведь анализ кадровых ресурсов каждый год указывает на старение коллектива (средний возраст около 50 лет), притока молодых специалистов нет вовсе (самому молодому учителю 11 сентября исполнилось уже 32 года, а стаж его почти 10 лет); приходится соглашаться с желанием переместится в пространстве в более тёплые края (и даже в заморские) или попробовать себя в другой сфере (учительский потенциал всегда был и есть востребован).
Во все времена в школе были разные почины, начинания; выполняли их люди, умеющие не только обучать, но и быстро переучиваться сами и даже учиться у своих учеников.
Коллектив МОУ СОШ № 9 имеет высокий образовательный ценз (88% — педагоги с высшим профессиональным образованием, уровень квалификации 35% признан соответствующим высшей категории, 44% — первой). На протяжении многих лет сохраняется число постоянных учителей, которые сформировали культуру, традиции, накопили опыт, передают его новым работникам, среди которых 4 — выпускники школы, ставшие известными мастерами в районе – это Л.А. Гордейчук, О.Ю. Кастусева, А.В. Буянкина, Н.В. Алфимова. За последние 9 лет коллектив пополнился только 4 новыми, но удивительными звёздочками, которые своими деловыми качествами приобрели признание коллег, авторитет среди обучающихся, родителей, увеличили кадровый потенциал.
Сегодня такая стабильная разновозрастная педагогическая команда обеспечивает современные результаты образовательного процесса: 100% доступности, высокий процент качества — с 2000 по 2009 год обучающиеся получили 7 золотых и 41 серебряную медаль. За последний год 8 ребят стали победителями различных интеллектуальных исследовательских, проектных, творческих конкурсов федерального, регионального, муниципального уровня.
В период перехода к новой школе педагоги осознают необходимость в систематическом повышении квалификации: 94% прошли своевременно длительное обучение, все учителя в течение учебного года посещают краткосрочные курсы, многочисленные методические семинары, конференции, консультации в Мурманском институте повышения квалификации работников образования, связанные с овладением знаниями инновационных технологий; 77% учителей владеют информационным оборудованием, применяют или уже хотят это делать на своих занятиях.
Сегодня методическая служба, состоящая из педагогов-энтузиастов (а их достаточно, и среди них не только молодые), озабоченных поисками эффективных способов обучения нынешних детей, решает задачу освоения технологий учебного исследования, полного усвоения материала, проектной деятельности. Приобретение этих знаний способствует качественному росту квалификации педагогов, формирует современное педагогическое сознание, а значит, влияет на качество образовательного процесса.
Для совершенствования профессионального мастерства учителя всех возрастов активно используют предоставляемые возможности обобщения педагогического опыта. Только в 2009 году на конкурсном отборе среди 50 лучших учителей образовательных учреждений Мурманской области оказались сразу 3 наших педагога: Т.А. Андреева (физика), стаж 28 лет; Л.А. Гордейчук (русский язык и литература), стаж 20 лет; Л.Б. Маевская (технология), стаж 21 год. Лауреатом областного конкурса «Воспитать человека» в номинации «Самый классный классный» стала в мае Е.А. Голованкова (учитель начальных классов), стаж 22 года. В районных конкурсах «Учитель года-2008», «Учитель года-2009» участвовали Л.И. Шелковская (учитель английского языка), стаж работы в школе № 9 на то время 1 год, А.В. Буянкина (учитель информатики), ещё ранее Л.А. Гордейчук (русский язык и литература, 1999).
Вот так и живём, не ждём тишины; времени не хватает, но всё пробуем успеть – и не только на работе. Про возраст большинство не вспоминает. И
пока будут люди учиться (ученики и учителя), будет Россия жива.
Компетентные, высококвалифицированные педагоги образовательных учреждений всех типов – тот потенциал, которые реализуют инициативу «Наша новая школа». Хранителям прошлого, созидателям настоящего, архитекторам будущего России посвящён следующий 2010 год — он объявлен Годом Учителя. Школа № 9 желает всем педагогам Печенгского района оставаться вне возраста, быть верными призванию и высокой миссии созидателя душ, творческого участия в решении возложенных государством новых задач.
Г. Подхватилина, директор МОУ СОШ № 9.