22 сентября в Заполярном можно было наблюдать необычное оживление: городок в этот день стал центром политической жизни области. Столовая обычной заполярнинской средней школы № 19 была выбрана в качестве зала для выездного заседания Координационного совета представительных органов местного самоуправления Мурманской области.
В качестве территории для заседания наш район выбрали не случайно: первый пункт повестки был посвящён опыту работы по вопросам приграничного сотрудничества, а также перспективам развития этого направления. Печенгский район в этом плане уникален, поскольку ни один другой район в нашей стране не имеет одновременно двух границ с соседними государствами, а на нашей земле тесная связь с Финляндской Республикой и Королевством Норвегия — явление традиционное.
Времени даром не теряли, после краткого приветствия от главы муниципального образования Виктора Маврина, к трибуне вышла Татьяна Базанова, начальник районного отдела развития международных связей. Она рассказала о колоссальном многолетнем опыте добрососедских отношений с коммунами Сёр-Варангер (Норвегия) и Инари (Финляндия), представители которых в этот раз присутствовали на заседании в качестве гостей, а также с международным Советом северных приграничных муниципалитетов, включающим в себя пятнадцать учреждений.
Образование, дошкольное воспитание, спортивные программы, праздники и состязания, конкурсы современного искусства в его традиционных и новейших формах (чего стоят одни выставки ледяной скульптуры!), музыкальные фестивали, библиотечное сотрудничество, поддержка женского предпринимательства, обмен учителями и учениками — в каких только сферах ни находились общие с соседями интересы! Но, несмотря на эту межкультурную активность, стоит отметить, что эти взаимоотношения между государствами с российской стороны не регулируются никакими федеральными законами. Нет законов, напрямую запрещающих участие муниципальных образований в международных отношениях, но нет и документов, регулирующих эти неоднозначные взаимоотношения. Получается, с 1973 года и по сей день всё многопрофильное сотрудничество Печенгского района с Норвегией и Финляндией основано на внутренних соглашениях, которые по сути не имеют юридической силы в нашей стране. Кроме того, заметила Татьяна Базанова, все ныне существующие совместные проекты не имеют влияния на экономическую жизнь района, среди них нет ни инвестиций, ни серьёзных экономических проектов.
Один из проектов развития отношений между соседними государствами называется «Никель и Киркенес — города-близнецы». В его рамках предполагается развитие международного туризма, разработка бизнес-предложений в сфере экологической безопасности, совместных проектов в социальной сфере и в среде гражданской инициативы, и как следствие — глобальный скачок экономического развития района. По словам Татьяны Базановой, для реализации этого проекта требуется несколько важных, но не трудновыполнимых условий. Прежде всего — организация безвизового режима, поскольку бюрократические визовые тонкости зачастую мешают как многим хорошим начинаниям с российской стороны, так и соседским инициативам. Нужен общий рынок рабочей силы, инвестиции, в том числе в сферу туризма, а также организация совместных предприятий, например, в сфере рыборазведения и рыбопереработки. С точки зрения экологии требуются совместные решения по утилизации отходов, а для улучшения межкультурной коммуникации — общее образовательное и культурное пространство. Уже есть и проект структуры таких тесных взаимоотношений: должен быть постоянно действующий орган, «Дом Дружбы», где будут работать сотрудники и из Никеля, и из Киркенеса, бизнес-инкубатор, международный туристский центр и множество социальных организаций.
Поддержку проекту высказала и Линда Беате Рандал, председатель правления коммуны Сёр-Варангер, представитель норвежской делегации. Павел Сажинов, председатель комитета областной думы по законодательству и государственному строительству, сообщил, что проект федерального закона о приграничном сотрудничестве получил положительный отзыв в правительстве РФ, правда особых финансов на развитие этого самого сотрудничества нашей области пока не обещали.
Александр Сизов, начальник районного отдела развития предпринимательства и туризма, продолжил тему приграничного сотрудничества. Он рассказал о перспективах для малого бизнеса в рамках проекта «Никель и Киркенес — города-близнецы», прежде всего эти перспективы связаны с развитием туризма в нашем районе. Один из самых интересных проектов — туристический центр «Кольская сверхглубокая». Но на Печенгской земле есть ещё немало мест, которые способны стать рекреационными ресурсами, приносящими регулярный доход: музей Гагарина, Трифонов Печенгский монастырь и, в частности, церковь Бориса и Глеба, самый северный мини-зоопарк, заповедник «Пасвик», памятники на трассе Мурманск-Никель. Можно развить промышленный туризм — объекты ГМК интересны сами по себе, можно организовать дайвинг-центр в Лиинахамари — перспектив множество, лишь бы желание было. Другие серьёзные бизнес-проекты касаются обращения с отходами и животноводства: предполагается построить безотходную молочную ферму на 400 дойных коров; такое предприятие обеспечит рынок труда в районе более чем пятью сотнями рабочих мест. Все эти предложения, по словам Александра Сизова, предполагается обсудить на международном экономическом форуме, который пройдёт в Мурманске в середине октября.
На заседании обсудили ещё один важнейший вопрос, который в данный момент вызывает множество разногласий как среди представителей власти, так и у населения. Речь идёт о перспективе укрупнения муниципалитетов. «Первыми ласточками» реформы по укрупнению должны стать Кольский, Ловозерский и Терский районы.
«Укрупнение органов управления районов позволит нам сократить число чиновников, уменьшить расходы и упростить бюрократические процедуры для жителей региона. При этом вышеназванные три муниципальных образования не единственные, а пилотные. Мы и дальше планируем идти этим путём, – рассказал о причинах и перспективах этой инициативы председатель областной думы Евгений Никора. – Я уже провёл соответствующие консультации с лидерами местных организаций партии «Единая Россия». Областная организация «Единой России» приняла решение о том, что мы будем добиваться проведения референдумов по названным районным муниципалитетам в конце 2010 года».
Выступление председателя облдумы для многих из собравшихся стало неприятным сюрпризом, особенно это коснулось глав маленьких муниципалитетов. Так, например, на трибуну вышел глава посёлка Алакуртти Степан Оленич, он обратился к присутствующим с призывом не спешить, использовать индивидуальный подход, как следует разобраться в ситуации. Его поддержал и Павел Сажинов. По его утверждению, слишком частые реформы власти – ничуть не лучше беспорядка и перерасходования средств бюджета, царящих на местах сейчас.
Заместитель председателя Мурманской областной думы Александр Крупадёров, напротив, убеждён, что пора действовать, и как можно скорее. На заседании Крупадёров выступил с идеей определения нормативного количества муниципальных и госслужащих в каждом муниципалитете, а также разработки документа, регулирующего эти нормативы. Другая его инициатива – активные действия в вопросах укрупнения. «С момента внедрения закона прошло 6 лет, и на практике мы уже видим все его изъяны, все «плюсы» и «минусы». Я – сторонник действенных мер в самые кратчайшие сроки, – заявил Крупадёров, – Нужно внести на рассмотрение облдумы предложение до 1 декабря этого года провести публичные слушания по вопросу преобразования муниципальных образований. Тянуть не нужно – иначе даже заводить этот разговор не стоило!»
Несмотря на все разногласия, проект решения по вопросу укрупнения муниципальных образований всё же был принят за основу большинством голосов. Решение нуждается в доработке с учётом прозвучавших мнений и предложений, но это уже – дело времени.
Е. Жигалова
И сколько нам ждать? Короче - в ближайшем будущем (лет этак 10) ничего хорошего не будет. Пилотные районы запустят в конце 2010 года, пока присмотрятся, что получилось, обдумают и примут решение - вся эта муть с властями будет продолжаться.
Прав крупадеров - надо немедленно принимать решение об окрупнении.
Одна власть - один ответчик!
Вот скоро мы пойдем на выборы - и опять все останется по прежнему. Правы на одной из веток, что кого ни поставь (читай: сменить фамилию Маруженко на любую другую) все будет повторяться из года в год.
А плодятся чиновники , скоро помещений не хватит для них родимых.Казалось бы как раньше власти умудрялись работать, а теперь , что ни зам. так обязательно секретарша.
Скажете - что вот весной такая вещь появится? Ну-ну. Мой прогноз - не будет такого "дома" ближайшие пять лет. А если будет - по типу центра правовой информации в библиотеке - не видно, а ведь он есть!
Бизнес-инкубатор норвежской фирмы СИВА в Никеле.. Почему переговоры непрозрачные? Их не видно, а они есть! Чего скрывать то здесь? "Oh, our dear Norwegian friends, it's a way we do things in Russia"?
Короче дофигища вопросов к нашей районной администрации, особенно когда сидишь и смотрищь на две с половиной трубы из соседнего городка Киркенеса.