«Только ненависть к отключившим горячую воду согревает в ледяном душе», – этот анекдот для никельчан становится всё менее смешным. Пожалуй, нет ни одного жителя посёлка, которого не волновала бы проблема отсутствия горячей воды, а с началом осени – и отопления.
Управляющая компания обвиняет в беде неплательщиков, никельчане – управляющую компанию, нашу редакцию, власть, оппозицию, финансовый кризис, «мировую закулису», глобальное потепление, «небесную канцелярию» – уже всё равно кого. Тех, кто исправно платит за коммунальные услуги, можно понять: какая разница, кто виноват, – мы свою часть оплатили, дайте тепло! К сожалению, всё не так просто, как хотелось бы, и не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграли задолженности никельчан по оплате коммунальных услуг, которые, как мы знаем, исчисляются миллионами. О задолженностях и пойдёт речь в этой публикации.
Представьте себе такую картину: жил человек, а потом взял да и умер. Квартира, в которой он жил, если она была в его собственности, перешла по наследству детям или внукам. Если квартира была оформлена по договору социального найма, то она должна быть сдана муниципалитету, передана на баланс посёлка. Рассмотрим менее трагичную историю: жилец много лет назад уехал в другой город, и в Никеле не проживает, коммунальными услугами не пользуется, муниципальную квартиру вернул посёлку, собственную – продал. В любом случае, логично предположить, что квитанции на оплату коммунальных услуг будут приходить уже не на его имя, а на имя нового владельца квартиры, будь то человек или муниципалитет. Если происходит обратное, значит, в процесс документооборота на какой-то из его стадий вкралась ошибка, и управляющая компания не знает о том, что этого квартиросъёмщика больше не существует.
Какой бы фантастичностью от смоделированной нами ситуации ни веяло, в Никеле события стали развиваться именно по такому варианту. В начале недели к нам в редакцию обратилась пожилая дама, пожелавшая разобраться в ситуации. «У нас в подъезде две таких квартиры, – рассказала Капитолина Петровна Яковлева, – в одной из них владелец уже много лет проживает в городе Сочи, а его сын продал квартиру и уехал жить и учиться в Нижний Новгород. Нынешний хозяин целый год делал в квартире хороший ремонт, а теперь сдал её в аренду. И что же – не платят коммунальные платежи те, кто её арендует, а квитанции на оплату и особая бумажка со словами о том, что, пока данный квартиросъёмщик не оплатит долг в 20 тысяч, воду в посёлке не включат, – всё это до сих пор приходит на имя отца, уехавшего в Сочи!».
В другой квартире всё ещё интереснее: ответственный квартиросъёмщик, соседка мой собеседницы, скончалась три года назад, а сын покойной, зарегистрированный в той же квартире, ныне находится в местах лишения свободы. Квитанции же по-прежнему приходят на имя умершей женщины. И таких пустых квартир, заброшенных, закрытых и забытых, в которых люди не живут и не появляются годами, да и коммунальными услугами не пользуются, по словам Капитолины Петровны, – десятки и сотни, в каждом подъезде хотя бы одна найдётся. Обидно за тех, кого уже нет в живых, – бардак в документах становится откровенно кощунственным. И страшно подумать о тех, кто уехал из Никеля много лет назад и живёт, например, в Белгороде или Воронеже, не зная о том, что здесь на его имя продолжает начисляться многотысячный долг. А ещё через пару лет такого «неплательщика» будет ожидать неприятный сюрприз в лице разыскивающих его судебных приставов?
Справедливости ради, нужно отметить, что кто-то из никельчан мог бросить своё муниципальное жильё и уехать жить в другой регион, не поставив в известность ни одну из заинтересованных в этом инстанций. Но я убеждена, что такие случаи – единичные, и подавляющее большинство жителей города, покидая его, имели время и ответственность правильно оформить все документы. Что касается историй с умершими людьми, стоило бы выяснить, откуда берутся подобные ошибки.
По словам начальника районного отдела ЗАГС Елены Ивановой, в полном соответствии со ст. 12 ФЗ № 143 «Об актах гражданского состояния», информация о смерти того или иного гражданина предоставляется ЗАГСом в органы соцзащиты, в налоговую службу, в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в ТИК, и, что важно в нашем случае, – в Федеральную миграционную службу.
Федеральная миграционная служба в свою очередь каждый месяц передаёт эти списки сотрудникам паспортно-визовой службы. Уже оттуда информация направляется в домоуправления, где в соответствии с новыми данными меняют реквизиты лицевых счетов. «Ошибки быть не может, – утверждает представитель Печенгского районного отдела ФМС Ирина Московая, – мы работаем с документами, точность и аккуратность в этих делах – наша прямая обязанность. «Выпасть» из списка ни один человек попросту не может».
Заместитель директора по производству ООО «Строитель» Евгений Шеянов в сложившемся беспорядке винит несознательных жильцов, которые «не сообщают в паспортный стол» о продаже квартиры или о смерти владельца, либо уезжают на время в другой регион и не возвращаются в Никель, бросают квартиры. По инициативе компании раз в квартал сотрудники ООО «Строитель» проверяют квартиры неплательщиков, делают сотни запросов в разнообразные инстанции, сверяют имеющуюся информацию, выявляют брошенные квартиры – по внутренней статистике, за квартал таковых находят до тридцати штук.
Не все квартиры из категории брошенных оставлены уехавшими жильцами, есть жилплощадь, владельцы которой отошли в мир иной, а заняться переоформлением документов было некому. Факт наличия брошенной квартиры, где в течение трёх лет начисляются платежи на имя умершей женщины, представители ООО «Строитель» объясняют тем, что их предприятие занимается посёлком совсем недавно, а управляющая компания, занимавшая этот пост до «Строителя» никаких документов своим последователям не оставила. «Мы здесь уже год всё по крупицам собираем, – объясняет Евгений Шеянов. – Если бы в законодательстве были не только правила пользования жилплощадью, но и меры наказания тех, кто эти правила не выполняет, если бы мы могли преследовать по закону тех, кто весь этот сумбур создаёт, порядка было бы намного больше. Да и стёкла в подъездах целее были бы. Жители посёлка почему-то не понимают, что мы не надзиратели, не хозяева, что существует понятие общего имущества. Это в их интересах – не выламывать двери, не пакостничать в подъездах, стёкла не бить! Лучше бы купили и прочли «Жилищный кодекс», больше пользы вышло бы».
Как бы то ни было, от 5% до 10% квартир в Никеле на данный момент – брошенные. Расчёты просты: даже одна квартира из пятнадцати в подъезде обычной «хрущёвки» – это почти 6%. В брошенных квартирах никто не живёт, не пользуется ни горячей и холодной водой, ни вывозом мусора, ни другими коммунальными услугами – разве что отопление в эти квартиры действительно поставляется. И цифры в квитанциях, опущенных в почтовые ящики таких квартир, – фикция, поскольку более половины описанных в них услуг не были предоставлены. Выходит, в масштабах посёлка сумма задолженности никельчан по отношению к управляющей компании должна отличаться от суммы за реально предоставленные услуги. И задолженность посёлка в 50 млн. рублей – цифра, которую каждый никельчанин видел в объявлении от ООО «Строитель», прикреплённом на дверях подъезда, – несколько отличается от истинной суммы. Но по официальным документам эти расхождения отследить не удастся, и это, пожалуй, уже совсем другая история.
Исходя из слов представителей организаций, все участники процесса в полной мере выполняют свои обязанности, и проблем возникать не должно. Но на деле-то получается иначе! Где сломался отлаженный механизм передачи данных? Какое звено разомкнулось и выскользнуло из стройной цепочки? Почему в документах значатся «мёртвые души»? Похоже, что ответить на эти вопросы пока не в состоянии ни официальные представители задействованных в процессе служб, ни жители посёлка, ни мы, попытавшиеся разобраться в этом беспорядке. Ясно одно: если бы свою часть работы добросовестно и на сто процентов выполнял каждый, на ком завязана эта история, то ни «мёртвых душ», ни квитанций «для призраков» не появилось бы.
Е. Жигалова
А сводой и уже отоплением там нет такого кошмара как в Никеле.
Во всей области только у нас стоит такая острая проблема.Ведь надо донести ло населения правду о том, что на деньги квартиросъемщиков НИКОГДА мазут не закупался.А этого не хотят говорить населению, пытаясь натравить людей друг на друга.
Дело в том , что субвенции на закупку мазута для регионов правительтво всегда выделяло в преддверии наступающего отопительного сезона.
Дело еще в самой сложности ситуации с нашей котельной, ее на баланс брать Тимохина наотрез отказалась, а по существуюшему 131-фз право на получении субвенции имеют только сами муниципалитеты, на балансе которой находится котельная.
Район в данной ситуации не имеет право воспользоваться помощью опять согласно 131-фз.
Они действительно ничего не получат, а другие муниципалитеты в области кому сложно( не боюсь повторяться та же Кандалакша примерно 100 мил.из облпстного бюджета уже получила при долгах в 600 мил.руб).
Просто сейчас никто не скажет всей правды, да собственно когда нам говорили эту правду.
Понимаете в Териберке я думаю вы знаете какая была тяжелейшая ситуация с тем отоплением и гор.водой, но так как котельная находится на балансе местной власти проблему удалось разрулить.
А у нас очень тяжелая ситуация с принятием котельной, но ведь нашел же выход Яранцев в Териберке, неужто и в Никеле бы не нашли выход.Лучше грызня между ГП Никеля и районом.
Как говорится кто не хочет , ищет причину, а кто хочет ищет выход.
KIM я ничего про котельную не писала, и прекрасно понимаю, что все со стороны котельной логично.Ведь сколько времени собирает строитель квартплату, ничего не перечисляет .
Кстати про собрание.Крупадеров как всегда отличился, если мне правильно передали, то смысл в том, что если не нравится здесь ,надо уезжать.
Может не так поняла.