8 августа на мурманский перрон сошла Галина Сергеевна Преснова. В свои 68 лет она впервые приехала на Север для того, чтобы поклониться праху отца, Сергея Соколёнкова, долгие годы считавшегося без вести пропавшим. О том, что обнаружено место смерти отца и подтверждена его гибель в бою, дочь узнала из письма члена отряда «Петсамо» Ю. Бидненко. Юрий Павлович написал по адресу, полученному из военного архива, не надеясь, что жива жена летчика, но думая отыскать оставшихся родственников.
Откликнулись дети, живущие в Новгородской области. Будучи пенсионерами и имея соответствующие финансовые возможности, они стали искать спонсоров. Г. Преснова обращалась в представительства нескольких политических партий, в местные инстанции, но везде получала отказ со словами: «Это ваши личные трудности». Помогли члены новогородской поисковой организации, работающие летом в Мурманской области — они оплатили женщине проездные документы и помогли добраться до Печенгского района.
В Заполярном её, как дорогую гостью, приняла семья заместителя командира отряда «Петсамо» Юрия Бидненко. Галина Сергеевна с волнением рассказывала поисковикам всё, что помнила об отце из рассказов матери, оставшейся вдовой в 21 год.
Страшная война застала семью в пос. Шонгуй. С первых дней начались сплошные бомбёжки Мурманска. Наши лётчики всеми силами защищали город, по 6-8 раз в сутки поднимаясь в небо навстречу вражеским бомбардировщикам. Нагрузка была настолько велика, что, по рассказам матери, отец не имел представления, какое наступило число и день недели.
Через несколько дней после вступления Финляндии в войну звено Соколёнкова бомбило финский аэродром в Луостари. В этом бою его самолет был подбит, а лётчик спустился с парашютом, но обгорел. Отказавшись от госпиталя, он вскоре вернулся в строй и продолжал сражаться с врагами. По воспоминаниям друзей, в эскадрилье его за храбрость звали Соколёнком. Он был скромным, но волевым, смелым и мужественным человеком.
В конце лета в советские военно-воздушные силы начали поступать новые самолёты ЛАГГ-3. Молодой летчик очень радовался этому и мечтал о том, «как они будут теперь гонять немцев». Однако в августе 1941 года он не вернулся из дальней воздушной разведки, и был занесён в списки «без вести пропавших». Вдове с маленькими сыном и дочкой с трудом удалось выехать из прифронтовой полосы на родину, в Новгородскую область.
Прошло 65 лет, и тайна гибели лейтенанта Соколёнкова была раскрыта поисковиками г. Заполярный.
Три дня, проведённые в Печенгском районе, были наполнены незабываемыми для Галины Сергеевны событиями. Все, с кем довелось встретиться здесь дочери Соколёнкова, старались помочь ей. Это, конечно, братья Бидненко, О. Удников, А. Никифоров и другие. М. Дёмин на своей «Ниве» доставил пожилую женщину с поисковиками к обломкам отцовского самолёта. На месте гибели отца она собрала мелкие стёклышки, кусочки перкаля. Капли расплавленного металла от сгоревшего самолёта, наверное, казались ей каплями крови отца.
Большое впечатление произвела на дочь Соколёнкова городская Аллея памяти, где в братской могиле покоится прах отца, а в мемориальном списке значится его имя. Там она высыпала горсточку новгородской земли, взятую на месте их родительского дома, и долго стояла в задумчивости. Другая половина этой горстки была рассеяна ею в тундре, на месте гибели лётчика. А щепоть печенгской земли с этого места Г.С. Преснова увезла с собой на родину. Она уезжала с чувством большой благодарности – последний поклон родному человеку был отдан.
А Дрозд.
Фото из архива отряда «Петсамо».
P.S. Этим летом членами поискового отряда «Петсамо» в тундре обнаружены ещё два советских истребителя, сбитые в октябре 1944 года. Рядом с боевыми машинами нашлись останки лётчиков. Значит, отряду предстоит новая большая работа по установлению личностей безымянных героев.
Среди немалого количества грамот и медалей, которыми по справедливости оценен труд заполярнинских поисковиков, есть региональная награда, которая называется «По зову сердца». Это название – самая верная оценка труда «петсамовцев», ведь именно сердечное тепло помогает поисковикам в их нелёгком труде.