28 мая — праздник Вознесения Господня. Событие, отмечаемое на сороковой день по Пасхе, а потому неизменно выпадающее по календарю на четверг 6-й недели Пятидесятницы. Установленный ещё с апостольский времён, праздник этот с приходом христианства на Русь был всегда значимым и почитаемым в череде пасхально-весенних празднеств.
Если Высший Замысел домостроительства Спасения человечества попробовать определить какими-то пунктами, то они совпадут с хронологией событий двухтысячелетней давности. Тогда казнь и смерть Иисуса, чем Он принял на себя грехи людские, – это 1-й акт. 2-й акт — Воскресение Христа, в чём спасение людей от смерти вечной и обетование вечной жизни. 3-й акт — Вознесение Господне, чем стремится Спаситель вознести за Собой всех нас до высоты небес, отворяя эти небеса каждому.
Как-то в беседе с учениками Иисус сказал: «У Моего Отца обителей много». Вот этим актом отворилось множество обителей. И 4-й акт (как обобщение Замысла) — это сошествие Святого Духа, что для придания силы прибывает отныне на людях незримо и постоянно. Последнее мы празднуем как день Пятидесятницы (или Святой Троицы) через десять дней после Вознесения (ныне — 7 июня). Ну а желающим глубже разобраться в том, о чём здесь лишь намёк — добро пожаловать до Слова Божьего.
После воскрешения Иисуса, что, мы считаем, случилось в день воскресный 17 нисана, Спаситель 40 дней пребывал ещё на земле, периодически являясь своим ученикам, ещё и ещё подтверждая тем своё Божественное воплощение, наставляя и укрепляя будущих апостолов в Вере. Свидетельства евангелистов об этих днях Его земного служения скупы, а прочие Его Труды от нас сокрыты. Но вот настал день 40-й — день прощания.
Местом расставания стала Елеонская (Масленичная) гора. Не случайно.
Отсюда, с её восточного склона, смотрел Иисус на Иерусалим ранним утром в воскресный день 10 нисана, день Своего общественного царственного признания (мы отмечаем его теперь ежегодно как Вербное воскресенье). И видел тогда Сын Божий не цветущий, готовящийся к празднеству иудейской Пасхи город, каким тот был в тот момент, а его упадок и разрушение, что наступит уже через каких-то 40 лет…
На этих склонах Он молился до кровавого пота, преодолевая томления человеческой плоти пред крестными муками и смертью, здесь был взят на казнь…
И вот теперь отсюда Он прощался с остающимися, говорил им укрепляющие и напутственные слова, благословляя стоящих перед Ним, а с ними — всех прочих на все времена…
Это прощальное действо довольно подробно описано в Евангелие, есть много толкований в святоотеческих трудах. Обращайтесь.
Две тысячи лет (без малого) приходят паломники на место Вознесения Господа. Чтобы приложиться к тёплому от горящих свечей камню, на котором стоял Спаситель в минуты прощания. Припадают к другому камню, что чуть выше по склону горы, на котором стояла тогда Мария. Богоматерь стояла, наверное, безмолвно и потрясённо, «слагая глаголы в сердце своём»…
Чувства, возникающие при этом у каждого и всех из века в век, хоть не переводимы в многоязычье слов, но иным осязанием могут восприниматься каждым.
Мы отметили, что праздник Вознесения почитался нашими предками. Отсюда и свои народные традиции дня. Одна из них — это печь к празднику блины овальной формы, «божьи онучи». Пекли также праздничный «поминальный» хлеб — квадратную булку в форме лестницы с семью «ступеньками», символизирующими собой «семь небес», отворяющихся в Небе в этот день для всех с множеством, как помним, обителей Божьих.
В давние времена (что более было присуще эпохи Домостроя на Руси) был такой обычай — с Вознесения выросшие девушки получали право выходить на улицу в одежде взрослых девушек, гулять с парнями, участвовать в молодёжных посиделках.
Ну и как же без поверья. Коли на Вознесение «открыты врата небес», то верили, что любой, даже грешник, преставившийся в этот день, попадёт в рай.
Но лучше, думается, не подгадывать, тем более что это лишь поверье. Лучше, конечно, хотя и ох как трудно, трудиться ежедневно и ежечасно, преодолевая в себе пороки и страсти. Хоть и кажется порой, что всё тщетно, но случается однажды «странность» — вот вроде бы уходишь от суетного, а земные дела твои устанавливаются от сего крепче и успешнее…
На том уповании в небесное и земное и будем стоять, и ныне и присно.
В. Волин