Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
17.03.2007 Выпуск 1913 | Россия | ...
70 лет – Хохлову А.М.

20 марта 2007 года исполняется 70 лет Анатолию Михайловичу Хохлову. Родился он в Твери в легендарном для нашей страны 37-м. Рос без отца, который не сумел выжить в то страшное время и попал в котел репрессий. Мать работала с утра до ночи и, по существу, мальчик рос на улице.
Сильное увлечение сначала рыбной ловлей, а потом охотничья страсть увели «от плохого». Но просьба купить ружье поначалу вызвала у мамы полный отказ. Только после настойчивых и слезных просьб и при участии старшего товарища, который и был первым наставником, удалось получить одноствольную «ижевку» 16 калибра и в 14 лет выйти в ближайшее охотничье угодье, где удалось подстрелить утку. Ну и… все! Это, оказалось, навсегда.

И когда встал вопрос о поступлении в институт, то выбор был сделан сразу и без колебаний - Пушно-меховой институт, факультет охотоведения, что в Балашихе, под Москвой. Но в тот же год решением партии и правительства институт был расформирован, и факультет охотоведения переведен в Иркутск – так сказать, поближе к месту добычи пушных зверей…

Так в 1954 году А. Хохлов стал студентом отделения охотоведения зоотехнического факультета Иркутского сельскохозяйственного института. За время учебы он побывал на практике в Казахстане, в Иркутской области (Прибайкалье), на Байкале, в степях Забайкалья.

Практика была серьезная. За время учебы студент провел обследование водоемов под выпуск ондатры, участвовал в разных видах охот, выставках охотничьих собак… А диплом, который он защитил с отличием, был посвящен охотничьему хозяйству родной Калининской области.

По окончании института в 1959 году они с женой (Анатолий женился на однокурснице в последний год учебы) получили возможность свободного выбора места работы (в те времена это было большой редкостью) и уехали в Калинин. Здесь главный госохотинспектор «сосватал» А.Хохлова в Завидовское научно-опытное охотничье хозяйство (спустя полгода взяли туда же на работу и жену). Так, сразу после студенческой скамьи Анатолий оказался в одном из лучших, а, может быть, даже самом лучшем охотничьем хозяйстве страны.

Завидовское хозяйство было отличной школой и в профессиональном плане и в житейском. Это была такая практика, которая пригодилась в дальнейшей жизни. Очень быстро Хохлова, совсем еще молодого человека, назначают старшим охотоведом, а по существу - главным специалистом по охотничьим вопросам…

(Сейчас, по телевидению иногда мелькают кадры из кинохроники, где члены правительства и руководства страны Советов с именитыми гостями идут на охоту, стреляют, толпятся вокруг костра… Изредка можно увидеть фигуру молодого человека в тулупе или форменной одежде среди важных персон — это и есть А. Хохлов…)

Охота в Завидове была поставлена высоко профессионально. В то время позволить себе какие-либо шутки (вроде журналистских баек о кошках в заячьих шкурках), было смертельно опасно. Руководители страны, как и приглашенные высокие гости, за редким исключением, не являлись новичками в охоте. Их обмануть, сделать какую-то подмену было не просто нельзя, это имело бы самые серьезные последствия для всего коллектива. Ну, и контроль был за всем соответствующий. Свое дело охотоведам и егерям надо было знать так, чтобы охота всегда была успешной.
Да, подкармливали кабанов, да, делали солонцы и «подрубку» для лося и зайца, да, были тренированные утки, но при этом всегда был элемент настоящей охоты, неожиданности, волнующей загадки… Неслучайно Хрущев и Брежнев так любили Завидово и ездили туда часто.

Но какая же это была сумасшедшая работа для персонала! 5 лет такой работы даже для здорового молодого человека не прошли даром. Высокое кровяное давление стало постоянным спутником жизни А.М. Хохлова.

А затем молодого человека, неплохо справлявшегося с работой старшего охотоведа в Завидове, приметили руководители региона и пригласили на должность главного госохотинспектора Калининской области.

31 район в области, нужно выполнять план, вести охотничью отрасль. При очень маленьком штате выполнялся гигантский объем работы, которая шла без всякого перерыва…

Подросший сынишка, открыв дверь, закричал: «Ой, дядя какой-то пришел!». Несколько позже, будучи в лесу, увидел большой подосиновик и, не найдя подходящего слова, сказал, обращаясь к отцу: «Эй, товарищ! Смотри, какой гриб растет!», чем вызвал смех и оживление у окружающих. Вот вам лучшая иллюстрация того, как относились тогда к делу, в ущерб собственной семье, отдавая все работе, людям. В какой-то мере это – перегибы советского времени: человек не должен принадлежать себе, тем более руководитель. Но все же — это еще и черта характера: если берешься за какое-то дело, принимаешь на себя ответственность за людей, то и вкладываешь в это всего себя.

И -- новое предложение. Позвонили из Главка, из Москвы: «Хохлов! Мы хотим рекомендовать тебя в список экспертов ООН по охотничьим делам. Давай, готовь документы, заполняй анкеты, поучишь английский и поедешь за границу…».

Но снова «выстрелил» 37 год. Нашлись дотошные исполнители, которые обнаружили страшный криминал, что отец-то – враг народа, а сын, якобы, это скрыл. В общем, стать экспертом ООН не удалось. Это было сильное потрясение.

Затем — снова звонок из Москвы: нужно поднимать Лапландский заповедник, что в Мурманской области. И в 33 года – Север, другая работа и множество проблем. Но работа спасла от депрессии, раздумий и самоедства.

10 лет (с 1970 по 1980 г.г.) отработал Анатолий Михайлович директором Лапландского заповедника. Как было нелегко работать, не каждый теперь и поймет. Зарплата у людей маленькая, сплошная неустроенность, транспортные проблемы, тяжелый климат и сложные трудные характеры. (Кто бы написал книгу о директорах заповедников. Сколько они выносят на себе!..)

Неустроенность, удаленность, замкнутость заповедников рождали особую атмосферу. Работали в них не только энтузиасты, но не редко и люди с очень специфическим характером, с большими проблемами не только для общения, а для выполнения самой обычной работы. И немало людей было из мест, как говорится, «весьма отдаленных», а также из ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев), с «химии». В советское время ни одна должность в штатном расписании не пустовала: если вакансия не заполнена больше месяца — тут же звонок из милиции с требованиями принять на работу кого-либо из «своего контингента». Из-за этого текучесть кадров была фантастической.

В штатном расписании самые низшие зарплаты у лесников и туда набирались такие кадры, что работать было просто опасно. Из-за этого однажды в Мончегорске на лесоучастке убили главного инженера леспромхоза. А.М. Хохлову в этом плане повезло — его только ранили, и было это в городе, потому и в больницу его доставили. После тяжелой операции и нервного потрясения Анатолий Михайлович твердо решил уйти с директорского поста, и в 1981 году стал старшим научным сотрудником. Для него это время было очень сложным: большие проблемы со здоровьем, трудности с новой работой…

Но спустя год — снова звонок из Москвы и новое предложение: плохи дела в охотничьем управлении Мурманской области. «Давай, Хохлов, хватит, побыл научным сотрудником, отдохнул — начинай работать.» И с 1982 года Анатолий Михайлович — начальник Управления охотничьего хозяйства Мурманской области.

И опять работа. Через короткое время Управление перебралось в новое помещение (сумели получить целый отсек из нескольких комнат в новом деревянном здании Управления лесного хозяйства — теперь его в Мурманске называют «теремком»). Был создан отряд по охране копытных (т.е. по борьбе с браконьерством); стали регулярно проводятся авиаучеты; на 5 лет (что было очень непросто) удалось закрыть добычу лося из-за его низкой численности. Это помогло остановить падение численности стада и вновь сделать вид охотниче-промысловым. Для спасения дикого северного оленя было оперативно создано несколько заказников. В результате принятых мер, популяция «дикаря» стала расти, а через некоторое время на востоке области начался регулярный лицензионный отстрел его.

Когда охотничье хозяйство области набрало «обороты», обросло людьми, специалистами, обзавелось техникой, завоевало авторитет, началась перестройка. Начальнику Управления рекомендовали сокращать штат и как-то выживать. Хохлов ходил «черный», ведь он лично набирал специалистов, а теперь сам же должен был «резать по-живому».

А затем было принято решение о создании заповедника «Пасвик», и на должность его директора был рекомендован А.М. Хохлов. Предложение «начать с нуля», пришедшееся на такой тяжелый период, не напугало Анатолия Михайловича. Не пугал переезд из областного центра в глушь, полное отсутствие всего.

Начинался заповедник с 2-х старых механических пишущих машинок, которые сначала хотели продать, а потом просто отдали новому директору «в помощь». Их он и привез в поселок энергетиков Раякоски, где с помощью губернатора и руководителя Колэнерго получил комнату… в пожарном депо для жилья и еще одну рядом с клубом и библиотекой — под контору.

Разворачивать дело на пустом неподготовленном месте, даже имея большой опыт работы, очень не просто. Но Хохлов сразу впрягся в работу. Где-то что-то выпросил, что-то подарили…

С тех пор прошли — пролетели 15 лет. Заповедник «Пасвик» поднялся на ноги. Он полноправно входит в заповедную систему нашей страны, известен и за рубежом.

Опубликовано 10 выпусков «Летописей природы», списки растений и животных, другие научные статьи. Заповедник участвовал в проекте «Красная книга Восточной Фенноскандии» и был куратором проекта «Красная книга Мурманской области». Есть и продолжается работа по другим проектам.
Немалый вклад сделан заповедником в экологическое просвещение. Регулярно проводятся семинары с учителями и библиотекарями Печенгского района и области, сюда постоянно приезжают школьники.

У заповедника налажена связь с Мурманским педагогическим университетом: студенты естественного факультета несколько лет подряд приезжают в «Пасвик» на практику. Регулярно собирают научный материал преподаватели и студенты Рязанского, Московского и других университетов.

В прошлом году один из сотрудников заповедника защитил кандидатскую диссертацию по материалам, собранным в «Пасвике» с момента его становления.

Сфера научных интересов, развертывания эколого-просветительской работы расширяется. Есть новые проекты: создания 3-хстороннего международного парка «Три медведя» в пограничной зоне России, Норвегии и Финляндии», природно-исторического музея на острове Варлама, Международного центра комплексного мониторинга в пограничной зоне России на реке Паз, постоянно действующей Экологической школы и много других планов.

Безусловно, есть общие трудности, главным образом финансового порядка, есть и свои специфические проблемы, характерные для пограничной территории. Ну, что же - это и есть жизнь, без которой бессменный директор «Пасвика» уже и не мыслит себя. И подходя к своему серьезному юбилею, А.М. Хохлов может сказать, что годы прошли не зря. Да, много сил ушло, но они воплотились в реальные дела!
Здоровья и бодрости вам, Анатолий Михайлович, а также творческих сил для написания своих статей, книг, создания фотоальбомов, что задумывались давно, но до них в столь многотрудной работе все «не доходили руки».


О. Макарова,
эколог


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru