В конце марта 2009 года 28 учащихся детских художественных школ Никеля и Заполярного побывали в Киркенесе. Там в краеведческом музее Киркенеса в «Баренц-зале» дети вместе с преподавателями и учащимися принимали участие в двухдневной работе творческой мастерской. Надо сказать, многие ребята приехали в Норвегию впервые, поэтому им было всё интересно.
Для осуществления проекта, целью которого является развитие сотрудничества между художественными школами Баренц-региона, были приглашены преподаватели из университета Рованиеми. Они поделились опытом работы со снежной и ледяной скульптурой и предложили ребятам освоить новую для них технику. Всех учеников, русских и норвежских, разделили на группы по 3-5 человек, выдали им бумагу и мелки. Темой проекта была встреча трёх школ, творчество без границ.
Изобразительное искусство легко преодолевает первое смущение при общении и языковой барьер, поэтому дети быстро включились в увлекательный процесс создания эскизов для своих будущих скульптур. На бумаге появились изображения необычных машин и корабликов, птиц и зверей, которые без труда пересекают границы наших государств, перевозят на своих спинах юных путешественников. Такие эскизы выполнялись для скульптурных рельефов.
Норвежские преподаватели — организаторы встречи — приготовили снежные блоки на площадке перед музеем, откуда открывается широкая панорама на озеро, сопки, дорогу, ведущую в город. После проверки и утверждения эскизов финские преподаватели пригласили всех участников на улицу. Солнечный морозный день, необычное задание поднимали участникам встречи настроение, создавали лёгкую творческую атмосферу. Никто не остался сторонним наблюдателем, и дети, и преподаватели с инструментами в руках принялись за работу. Тут требовалась решительность и смелость. Навыки, приобретённые на занятиях скульптурой в художественной школе, детское любопытство и непосредственность помогли сделать первые шаги, и работа кипела до вечера. Пригодился опыт преподавателей и детей, работавших со снежной скульптурой раньше.
Постепенно идеи и фантазии воплотились в снежные рельефы. Результаты совместной работы очень порадовали и русских, и финских, и норвежских преподавателей. Вечером, в свете заходящего солнца, трогательные фигурки смотрелись великолепно. У ребят наступило время отдыха, а организаторы готовили новые блоки из снега и льда для второго дня работы творческой мастерской.
На следующий день задание несколько изменилось, что позволило заинтересовать детей уже знакомой техникой. Им предстояло выполнить круглую скульптуру из снега и контррельефы изо льда. И с этой задачей дети справились замечательно, очень свободно подойдя к выбору персонажей, их характеров. Из снежных столбиков родились жар-птица, лось, снеговик, и даже чашка. Со льдом работать было детям труднее.
Очень острые стамески легко снимали ледяную стружку, а специальные резцы грозили отколоть лишний кусочек от спинки или ушка доброго волчка, лисички.
Тем не менее ребята остались очень довольны результатом. С гордостью выставляли они на просмотр свои работы. Специфика ледяной скульптуры такова, что она нуждается в обязательной подсветке. И здесь лучшего варианта, чем яркое солнце, и пожелать было нельзя.
Вот так закончился второй день работы творческой мастерской. Чудесная экспозиция под открытым небом из работ, выполненных из снега и льда, радовала глаз. Это был очень важный, замечательный, творческий проект, который, по-моему, оказался полезным для всех.
Со словами глубокой благодарности за радушный приём прощались российские участники встречи со своими новыми друзьями, попутно обмениваясь номерами телефонов, сувенирами, привезёнными из России.
Возвращаясь домой, дети делились друг с другом яркими впечатлениями, восторженно вспоминали проведённое в Киркенесе время, рассуждали о возможности приехать в Норвегию ещё раз. Ведь такой опыт работы создаёт хорошую платформу для дальнейшего сотрудничества, дальнейших творческих встреч. Географическая близость Печенгского района к Норвегии и Финляндии даёт уникальную возможность нашим детям общаться со своими сверстниками из Лапландии чаще, создавать совместные проекты, приглашать их к нам в гости.
Мы очень надеемся в будущем организовать такую встречу на российской территории и увидеть в числе гостей ребят из школы искусств из коммуны Сёр-Варангер во главе с ректором Кьетилем Гьетмюндсеном.
О. Расторгуева,
преподаватель МОУ ДОД «ДХШ№2» г. Заполярный.