5 апреля российские геологи отметили свой профессиональный праздник. Увы, нерадостным выдался он для работников ООО «Печенгагеология». Как известно, в конце прошлого года руководство ОАО «ГМК «Норильский никель», в чью структуру входит организация, приняло непростое решение о прекращении геологических изысканий в Мурманской области. В общей сложности работы были прекращены на восьми объектах. Как несложно догадаться, причина всему этому одна — нехватка средств для долгосрочной инвестиционной деятельности на фоне разразившегося мирового экономического кризиса, из-за которого упали цены на продукты металлургии.
В результате под сокращение попали более 120 человек (а не 164, как сообщали некоторые СМИ). Большая часть из них, примерно 80, из Печенгского района, остальные — из Мончегорска. Что ожидает людей в дальнейшем? Эти и другие вопросы обсуждались на встрече, которая состоялась на днях в кабинете генерального директора ООО «Печенгагеология». Их точку зрения на сложную ситуацию мы и предлагаем вашему вниманию.
Михаил Гаркавенко, председатель первичной профсоюзной организации профкома ОАО «Кольская горно-металлургическая компания»: Прежде всего, мы здесь собрались затем, чтобы сказать: безучастного отношения к судьбам увольняемых людей нет ни у кого из нас. Тем более что профсоюз «Печенгагеологии» входит в структуру профсоюза Кольской ГМК. Сегодня мы внимательно следим за ситуацией и предпринимаем все необходимые шаги, чтобы права трудящихся соблюдались в строгом соответствии с коллективным договором «Печенгагеологии». Да, сейчас складывается довольно сложная обстановка с трудоустройством увольняемых работников, на что впрямую повлиял кризис. Но мы надеемся, что в трудную минуту в этой непростой ситуации найдётся тот, кто подставит плечо людям. Конечно, высококвалифицированные работники, чьи профессии востребованы, вряд ли нуждаются в нашей помощи, они вполне могут уехать за пределы области. Однако хотелось бы, чтобы их высокая квалификация пригодилась в нашем районе. С другими мы будем решать их судьбу в индивидуальном порядке. Искренне надеемся, что безучастным к этой ситуации никто не останется.
Ирина Дивиченко, председатель профкома ООО «Печенгагеология»: Обстановка, которая на сегодня складывается в коллективе нашей организации, безусловно, безрадостная. Но главное, что люди знают: их права при увольнении будут соблюдены в полной мере. Мы сейчас занимаемся тем, чтобы каждый, кто хочет, смог бы получить причитающиеся денежные компенсации сразу, а не частями в течение шести месяцев. Это важно, так как у нас есть трудовые династии, вся жизнь представителей которых связана с «Печенгагеологией». Эти работники находятся сейчас в наиболее сложном положении. В целом же наша задача — помочь всем, кто испытывает в этом необходимость. Конечно, многие выражают сожаление, что организация, которой отданы годы работы, фактически прекращает свою деятельность. Некоторые по-прежнему надеются, что после окончания кризиса их опыт и навыки в геологических изысканиях ещё понадобятся. Остаётся надеяться вместе с ними.
Роман Быков, генеральный директор ООО «Печенгагеология»: Согласно плану, разработанному в Москве, к июлю в нашей организации, в которой трудилось более 160 человек, останется около 30 работников. Сохранится цех обработки керна, проведение документарных геологических работ, геофизика. Что будет в следующем году — сказать пока сложно. По поводу же имеющегося у нас оборудования… Очевидно, что-то из него мы законсервируем до лучших времён, часть, возможно, продадим либо передадим на баланс другим организациям. Будет ли при этом сохранено уникальное оборудование, созданное по задумке наших инженеров и аналогов которому в России нет, тоже сказать не могу. Окончательное решение по имуществу пока не принято. Это касается и помещения по улице Бредова, 14.
Что ж, остаётся только ещё раз посочувствовать всем, кто потерял работу в связи с прекращением «Норильским никелем» геолого-разведочных работ в Мурманской области, а заодно выразить надежду, что рано или поздно, но геология всё-таки возродится из пепла. И с ней не получится так, как это получилось с Кольской сверхглубокой скважиной, которая оказалась в результате не нужна никому. Ведь большая часть Мурманской области, не исключая Печенгский район, по-прежнему живёт лишь благодаря стараниям представителей одной из самых многотрудных и сложных профессий — геолог.
А. Булыгин