7 апреля. Православные и Церковь отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый Богородичный праздник, установление которого началось в IV веке в одной из восточных церквей Римской империи (и день его установления был рассчитан за 9 месяцев до Рождества Христова), ну а в Россию он пришёл с года крещения Руси.
У древних христиан праздник этот имел различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Благовещение ангела Марии», а единое его название, дошедшее до сего дня, установилось в VII веке. И ещё святой Афанасий (IV век) назвал день Благовещения первым в ряду праздников и особо почитаемым, т.к. он напоминает начало домостроительства спасения людей. И если провести условную градацию церковных праздников, то он займёт третью позицию после Пасхи и Рождества. Установление праздника соотносится с библейской историей явления Марии архангела Гавриила с известием ей о зачатии Сына Божьего: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус». Впрочем, более подробно об этом событии каждый может узнать из библейских первоисточников и святоотеческой литературы, к которым мы по традиции всех и отсылаем.
XVII век. Широко и торжественно отмечался на Руси этот день. Накануне Благовещения в верховном Благовещенском соборе патриарх совершал особый «чин хлебопреломления» и, благословив «благодарные хлебы и вино», делил хлеб на куски: по ломтю – боярам, служилым людям и всем присутствующим в храме, кроме одного хлеба, который вместе с кубком вина подносил государю. Часть хлебов и вина относились в покои государыни, которая (по обычаю) не присутствовала на службе. В самый же день Благовещения царь в большом царском наряде стоял обедню, после которой по его приказу в «комнате» и «парадной» Царских палат и помещениях Аптекарского приказа кормили нищих и раздавали деньги. Так было.
Ну а сегодня мы вспомним некоторые традиции, присущие дню Благовещения.
Первое. Принято, было и есть выпускать «на волю» птиц. Патриарх, по выходе из храма, выпускает в небо двух голубей; вслед за ними взмывает ввысь сонм птиц, отпущенных присутствующими на службе прихожанами… Не знаю, к чему это, но красиво…
Второе. Опять же, отталкиваясь от пернатых, бытует поговорка, что в день этот даже «птица гнезда не вьёт», т.е. работать не рекомендуется (пусть не обращают внимание на это те, кому положено исполнять труд по долгу службы).
В лес, как мы говорим сегодня – «на природу» - не рекомендуется ходить, дабы не тревожить лесных жителей, что только пробудились от спячки зимней (медведи там, еноты и прочие).
Нечисть «приподнимает голову». Но с ней «разбор» особый. И главным оберегом была благовещенская просфора. Но главное, конечно, блюсти себя. И в этом Благовещение – день отличительный: нельзя было ругаться непотребно. Впрочем, этому правилу стоило бы следовать всегда…
Благовещение – одна из четырёх «ключевых» точек года: так, если, к примеру, Рождество – это зимний солнцеворот, то Благовещение – весенне-летнее солнцестояние. Отсюда – приметы, но к нам здесь они мало касательства имеют, потому не будем и вспоминать.
Благовещение. В народе говорили: «Большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучают». Простим же и мы друг другу прегрешения вольные и невольные, и будем жить с миром!
В.Волин