Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
14.02.2009 Выпуск 2101 | Киркенес | О.Погорецкая
Баренц-спектакль. День третий
Сегодня мы заканчиваем отчет нашего корреспондента О. Погорецкой о пребывании на фестивале «Баренц спектакль 2009», состоявшемся в Киркенесе в конце января — начале февраля сего года (начало смотри в №№ 8 и 9 от 07 и 11 февраля 2009 года)

Третий день нашего пребывания в Киркенесе начался, в общем-то, с приятной во всех отношениях экскурсии: организаторы нашей поездки запланировали наше знакомство с зимними достопримечательностями города. Первым пунктом в пятничной программе значился снежный отель.

Заснеженные купола отеля сразу привлекают внимание: такой немного сюрреалистический пейзаж на фоне северных сопок (отель стоит несколько в стороне от города). При этом вполне привычная деревянная, гостеприимно распахнутая дверь. Однако, войдя в неё, понимаешь: то, что снаружи, вполне земное, вписывающееся в окружающую обстановку. А вот то, что внутри… Фантастика, ожившая сказка — не сразу и подберёшь эпитеты. Тонкий голубой свет и такой же цвет ледяной мебели, расположенной вокруг ледяного же гостиничного ресепшена и покрытой оленьими шкурами. И свечи, много свечей, придающих несколько интимную, бесподобно уютную обстановку.

Далее два коридора, где, собственно и расположены гостиничные номера. Абсолютный минимализм: в каждом номере только двуспальная кровать. Но кровати-то тоже изо льда… Причудливая резьба ледяных изголовий, картины северной тематики на стенах, вырезанные прямо по льду и снегу: здесь вот олень, а здесь — медвежья лапа с вмонтированной подсветкой, а здесь камин с ледяными брёвнышками, светящийся чем-то розово-голубым.

Снежный отель вырастает в Киркенесе уже в третий раз. Три года назад, делая пробный шаг, строители возвели лишь восемь ледяных номеров. Сегодня их больше двадцати, появилось в этом году и новшество: часовня (плюс договор с пастором) и номер для новобрачных. Кстати, данной услугой не преминули воспользоваться: уже в декабре в снежном отеле одна молодая пара вступила в законный брак и провела брачную ночь. Надо, правда, учесть: спать здесь можно лишь в тёплых спальных мешках, соблюдая при этом кучу предосторожностей.

Кстати, всему этому туристов учат: как спать, какую одежду снимать, а какую лучше оставить на себе, как пользоваться спальным мешком и т.д. И, несмотря на явный экстрим, желающие пожить в снежном отеле не переводятся: в среднем за сезон здесь бывает порядка 1500 человек. Показательным стал этот год: оказалось, что финансовый кризис отелю не грозит. Сезон в самом разгаре («время работы» отеля с 20 декабря по 22 апреля), а количество постояльцев уже перевалило за 1400 человек. Во время нашего посещения на некоторых номерах стояли таблички: «Зарезервировано». Вот такой нехитрый «снежный» бизнес…

Сами норвежцы называют это «экологическим туризмом», потому что кроме «ледяного сна» предлагают в туристической программе ещё много чего интересного. Это и экскурсии на природу, и охота на крабов, и поездки на собачьих упряжках, на которых, кстати, прокатились и мы. Впечатления, в общем-то, незабываемые…

Следующей нашей экскурсией в этот день стала поездка на «Сюд-Варангер». Для тех, кто ещё не слышал данного названия, поясню: «Сюд-Варангер» — предприятие по добыче и обогащению железной руды. Завод был простроен сразу после Второй мировой войны и служил градообразующим предприятием. В 1997 году рудник закрыли за нерентабельностью, и горожанам пришлось полностью перестраивать свою жизнь. Большую поддержку Киркенесу тогда оказало норвежское правительство: были сделаны немалые финансовые вливания, позволившие организовать переобучение людей и развить другие сферы жизни в коммуне Сёр-Варангер.

В начале прошлого года австралийский горнодобывающий концерн «Northern Iron Ltd.» решил возобновить добычу руды на Сюд-Варангере и наладить производство магнетитового концентрата. Проведённые изыскания определили, что запасов сырья на двух рудниках — открытом и подземном — хватит лет на двадцать, а необходимые подсчёты показали, что возобновление производства, в принципе, достаточно выгодно. Причём, расчёты остались в пользу компании даже к концу года (работы по реконструкции цехов были в самом разгаре), когда грянул мировой финансовый кризис.

Обо всём этом нам рассказал исполнительный директор «Сюд-Варангера» Дон Хантер. Господин Хантер родом из Австралии, по образованию — горный инженер, работал на различных предприятиях по всему миру: в его «горнодобывающем» багаже и вольфрам, и платина, и медь, и никель, и даже золото. А вот с железной рудой ему пришлось столкнуться впервые.

Господин Хантер провёл для нас небольшую ознакомительную экскурсию по цехам завода: мы побывали в дробильном цехе и на обогатительной фабрике, немного ознакомились с технологией производства. К сожалению, нам не удалось посмотреть сам рудник — он находится в 8 километрах от города. Однако нам рассказали, что шахта тоже подверглась масштабной реконструкции: она была открыта ещё в 1907 году и эксплуатировалась в постоянном режиме в течение 90 лет.

С самим заводом рудник связан небольшой веткой железной дороги, один конец которой подходит прямо в дробильный цех. Сейчас в «Сюд-Варангере» полным ходом идёт монтаж оборудования. В планах руководства — запуск производства концентрата уже в июле 2009 года, выход на количество 7млн тонн руды и 2,8 млн тонн концентрата в год. В первую очередь будет разрабатываться открытый рудник.

Конечно, нас интересовало ещё многое. В частности, мы выяснили, что производство в «Сюд-Варангере» абсолютно экологично. Его отходы — обычный песок, который будет сбрасываться в море. Причём, экологические экспертизы, всё же проведённые специалистами, показали: такой способ утилизации не наносит никакого вреда, лишь меняет рельеф морского дна. И хотя пыли в цехах уже хватает, понятия «вредное производство» на заводе нет — в цехах предусмотрена мощная система вытяжек, а для рабочих — средства индивидуальной защиты.

Что же касается собственно набора рабочих, в частности иностранных, то к ним при приёме предъявляются определённые, можно сказать, достаточно жёсткие требования: люди должны быть специалистами в своём деле и для них обязательно, в общем-то, знание норвежского языка. Так что после всех публикаций, мелькнувших в российских СМИ, о возможном оттоке рабочей силы с предприятий Кольской ГМК руководство компании может «спать спокойно» — не думаю, что много их сотрудников говорят по-норвежски.

День четвёртый.

Программа четвёртого и последнего, собственно, дня нашего пребывания в Киркенесе была достаточно специфическая и касалась непосредственно нашей профессиональной деятельности — журналистики. Мы познакомились и пообщались с экспертом в области применения закона о правах норвежских журналистов на доступ к информации Кристине Хольм, встретились с норвежскими журналистами, сотрудниками Союза журналистов губернии Финнмарк в официальной (и не очень) обстановке. Помимо этого, мы смогли воочию увидеть своих коллег за работой — небольшую пресс-конференцию для норвежских журналистов дал отец одного из участников подростковой рок-группы The Blecksheeps из Нессеби, выигравшей скандинавский этап детского музыкального конкурса Евровидение и ставшей очень популярной у себя на родине. Также мы приняли участие в дебатах на тему критичности и объективности СМИ. Я думаю, подробный рассказ обо всём этом будет не очень интересен большому кругу наших читателей, поэтому позволю себе ограничить своё повествование вышесказанным.

Конечно, сам «Баренц-спектакль» этим не ограничивался, и в программе этого дня было ещё много интересного и музыкального. Не везде мы смогли побывать даже чисто физически, но вот пропустить закрытие фестиваля на городской площади не смогли.

И пусть по времени данное мероприятие было, наверное, самым непродолжительным, вместило оно в себя достаточно много. Музыка, саамские песнопения, фигурное катание, лёд и свет — всё смешалось и создало неповторимое представление. Кстати, самым первым номером его стал ледоруб Сакари Раутио, вооружившийся бензопилой и газовой горелкой и на глазах у всех явивший из ледяной глыбы девиз фестиваля: «Границы: контроль или рок-н-ролл?»

«Баренц-спектакль-2009» подошёл к концу. Но не закончились отношения между Россией и Норвегией: им не суждено закончиться. Две страны, волею судьбы живущих бок о бок в сложных условиях Крайнего, весьма сурового, Севера, ещё раз крепко пожали друг другу руки, договорившись о следующих встречах. До скорого свидания, Киркенес!


О. Погорецкая


КОММЕНТАРИИ (1)
03.03.2009 10:15 люба градинар приднестровье
Замечательная статья. Очень рада что все меняется к лучшему и наши соседи стали нашими друзьями.
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru