Празднуется он на 40-й день по Пасхе, а потому неизменно — в четверг шестой недели Пятидесятницы. И если в этом году Пасха выпала у нас на 8 апреля, то и Вознесение состоится 17 мая.
Установлен был праздник ещё с апостольских времён. О чём сохранились многие свидетельства: Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Блаженного Августина и других людей, просвещённых умом и просветлённых сердцем и душой в вере. А описание самого события донесли до нас евангелисты — его свидетели.
Сорок дней пребывал на земле Спаситель после своего Воскресения (дня воскресного, 17 нисана). Из этих дней мы знаем только те эпизоды Его земного присутствия, когда Он явно являлся своим ученикам, наставляя и укрепляя их в вере. Но это лишь фрагменты. Где же был и чем занимался Иисус в другие дни, нам неизвестно. А вот все слова и речи Его, записанные евангелистами в редкие встречи, можно назвать сегодня земным завещанием Христа.
В день 40-й явился Иисус ученикам в последний раз. И были последние слова, обращённые к ним, апостолам, кому надлежало продолжить спасительное дело, начатое Сыном Божьим, – в Израиле, Палестине, Аравии, Египте и «до края земли». Во главе с Учителем отправилась прощальная процессия на Елеонскую гору. Елеонская (Масленичная) гора была выбрана для расставания не случайно. Отсюда, с её восточного склона в преддверии своего общественного царственного признания в воскресенье 10 нисана со скорбью в сердце взирал Иисус на Иерусалим, видя провидческим взглядом не цветущий город тех дней, что готовился к пасхальным празднествам, а его упадок и разрушение в будущем. Здесь молился Он до кровавого пота, преодолевая томление человеческой плоти перед ожидаемыми крестными муками и смертью. Здесь Он был взят на казнь, словно преступник. И вот теперь отсюда Он произносил напутственные слова укрепления остающимся продолжателям воплощения Божьего замысла Спасения.
Вот сказано последнее — обещано апостолам снисхождение на них Святого Духа, что придаст им силу и власть свидетельствовать и проповедовать Слово Божие и что пребудет с людьми через них вовек. (Это произойдёт через 10 дней, что мы празднуем ныне как день Пятидесятницы (или день Святой Троицы). Об этом уже последнем акте домостроительства Спасения людей мы поговорим в своё время — 27 мая.) С этим, благословляя остающихся и не останавливая благословления, как бы передавая его тем самым на всех и во все времена, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их…».
На этом закончилось действо видимое. О том, что происходило далее «за облаком» мы узнаём из пророческих откровений и церковных песнопений. Но мы сохраним небольшую интригу и не будем говорить сегодня об этом (да и газетный формат к тому не располагает, ведь это тема достойна отдельного разговора). Как не будем и искушать читателя теологическими изысками в попытке передать всю многогранность смысла произошедшего. Упомянем лишь об одном аспекте, самом, на наш взгляд, насущном.
Лишь скрыло Спасителя облако, явились перед учениками ангелы — «два мужа в белых одеждах». «Что стоите и смотрите на небо? – спросили они стоящих. И тут же сказали им в обнадёживании: Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели его восходящим на небо». После чего, как отметил евангелист Лука, все «возвратились в Иерусалим с великой радостью».
Теперь, когда грехи человечества были оплачены кровью и смертью, Иисус вернулся в лоно Отца Своего, где он пребывал «прежде всех времён» и куда возвратился в новом статусе — Богочеловека. А на земле, средь засилья греха Ему пока (до второго Пришествия, говорим мы) не было места. Ведь не от мира сего Он! И не будь этого восшествия на небеса, не была бы ниспослана нам благодать, Утешитель — Святой Дух, пребывающий на всех нас. (Другое дело, что иные люди добровольно отвергают его, но это уже право выбора каждого, также данное человеку Богом изначально от сотворения.)
Образно говоря, смертью и воскресением Сын Божий поднял людей до креста и спас от смерти вечной, а вознесением Своим вознёс всех нас до высоты небес, открыв эти небеса каждому. И теперь ежедневный и ежечасный труд каждого — внутреннее совершенствование себя, преодоление пороков и страстей, чтобы «вознестись на высоту добродетелей и чистоты». Мерилом во всех делах должно быть не сиюминутное, земное, а первичное, небесное. Потому и взоры во всех помыслах должно устремляться туда, в небеса. И вот когда произойдёт это, то замечена будет одна «странность»: чем более будет отстраняться человек от земной суетности, тем более удачно (и что самое главное — прочно) будут устанавливаться его текущие дела. А без этого, какими бы ни были удачи дня сегодняшнего, всё окажется в итоге лишь временно и — прах…
И несколько слов о народных традициях этого дня. Бытовало поверье (да есть и до сего дня), что на Вознесение врата небес открыты для всех, и любой, даже грешник, преставившись в этот день, попадёт в рай. В традиции было печь к празднику блины овальной формы — «божьи онучи». Пекли также и праздничный хлеб — «поминальный»: прямоугольной формы булку в форме лестницы с семью перекладинками, которые символизировали семь «небес».
Сегодня кому-то покажется смешным и диким существовавший в давние времена обычай — с Вознесения выросшие девочки получали право выходить на улицу в одежде взрослых девушек, гулять с парнями, участвовать в молодёжных посиделках.
Без малого 2000 лет тысячи паломников приходят на место Вознесения Господа, чтобы приложиться к тёплому от горящих свечей камню, на котором стоял Спаситель в миг прощания с учениками, и к другому камню, находящемуся по склону горы выше, на котором безмолвно и потрясённо стояла Богоматерь, «слагающая глаголы в сердце своём». И возникающее при этом чувство сопричастности к великому событию «вызывает такие глубокие и трепетные переживания, что на глаза наворачиваются слёзы». Эти свидетельства неизменны и повторяются из века в век разными словами, на разных языках, но с одной сутью.
Иисус как-то в беседе с учениками заметил, что «у Моего Отца обителей много». Теперь каждому из нас остаётся быть достойными хоть малой из них…