Интересный и закономерный вопрос. Реформа местного самоуправления привнесла особую специфику в законодательный процесс, понимать которую гражданам просто необходимо.
Основываясь на том, что работа местных органов власти должна быть прозрачной для людей, а также на их законном праве получать доступ к интересующей информации, я бы хотела разъяснить поднятый М. И. Смирновой вопрос на страницах «Печенги». Для этого нам не обойтись без детального изучения 131-го Федерального закона.
Прежде всего позволю себе напомнить читателям, что небезызвестный закон (благодаря которому в нашем обиходе и появились такие термины и понятия, как «городское и сельское поселения», «муниципальный район») был принят Государственной думой ещё 16 сентября 2003 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября того же года, а меньше, чем через месяц, 6 октября, подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Именно последовательность его подписания указывает нам, где искать ответ на интересующий нас вопрос.
Пункт 13, статьи 35, № 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» гласит: «Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию».
Уточнённая по срокам формулировка закреплена и в Уставе Печенгского района:
«Нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов, в течение 5 дней, считая со дня принятия, направляются Главе муниципального района, который обязан в течение 7 дней, считая со дня представления, подписать и обнародовать…» И далее по тексту Федерального Закона (см. выше). Кроме того, есть в Уставе и следующее уточнение:
«Если Глава муниципального района по каким-либо причинам, в том числе в связи с отсутствием в муниципальном районе, в установленный срок не подписал решение Совета депутатов, решение подписывает и обнародует председатель Совета депутатов».
Кроме того, поясню, что председатель Совета депутатов также подписывает внутренние документы Совета депутатов: повестку дня заседания, решения о включении в состав комиссии постоянных членов, процедурные и рабочие документы, касающиеся деятельности аппарата Совета, а также депутатские запросы и обращения Совета депутатов.
Все же нормативные акты районного Совета, имеющие прямое или косвенное отношение к жителям Печенгского района, проходят необходимую процедуру утверждения и обнародования главой муниципального района.
Таким образом, становится понятно, что в Печенгском районе процедура подписания нормативных актов осуществляется на законной основе, и существующий порядок подписания важных для жителей документов не противоречит Федеральному закону.
С. Чередниченко,
депутат Совета депутатов муниципального образования Печенгский район по избирательному округу № 1.